Феномен избранничества в художественном тексте языческого типа (на материале русскоязычной прозы писателей северной Азии 1980–1990-х годов)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №1(1)

Название: 
Феномен избранничества в художественном тексте языческого типа (на материале русскоязычной прозы писателей северной Азии 1980–1990-х годов)


Об авторе:

Лагунова Ольга Константиновна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; eleshenka@yandex.ru

Аннотация:

Литературы коренных народов северной Азии (киргизская, ненецкая, хантыйская и ряд других), относящиеся к литературам традиционалистского типа или переходного от синкретического к традиционалистскому типу, закономерно опираются в своей аксиологии, поэтике и риторике на миф и фольклор. Эта связь хотя и фиксируется, но редко предметно и последовательно выявляется и исследуется, тем более на разнонациональном материале. Данная статья специфична именно таким подходом. Мифологическая картина мира, организуемая как движение от хаоса к космосу, требует от автора инструментария, убедительно для читателя обеспечивающего данный механизм. Феномен избранничества выступает в данной литературной культуре структурирующим текст элементом. В него технологически включаются особые художественные пространство и время, сюжетная ситуация, система персонажей, повествовательная композиция, речевой строй, ассоциативный фон. Однако эти средства поэтики системно подчиняются ценностному и риторическому заданию — убедить читателя и подсоединить его к авторской логике выговаривания высшей нравственной правды как правды общенародной. Знание этой правды и право выговаривания ее автору обеспечивается его посвященностью в Слово и дарованностью ему Слова Всевышним. Поэтому феномен посвященности в литературах данного типа имеет отношение не только к объектно-субъектной структуре текста, но и к авторскому мировидению. Оно же, в свою очередь, субстанциализируется (в гегелевском смысле), становится голосом общих готовых смыслов и сил, которые вечны, неустранимы, проступают в бытии и через бытие, а потому всегда находят избранного выразителя себя. Этот избранник, хотя и выглядит в кругозоре земной жизни как жертва, но сущностно он является вечным, вечно живым, как само Слово, которое он представляет в земной жизни. Это Слово одновременно содержит его поступок и действие, становящиеся Судьбой. Как избранник, он не может уклониться от данной Судьбы, герой ее лишь осуществляет, поэтому и быть индивидуализированным не может.

Список литературы:

1. Лагунова О.К. Научные версии литературного творчества коренных малочисленных народов севера Западной Сибири // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 1. Серия «Филология». С. 60–68.

2. Лагунова О.К. Онтологические повести В. Распутина и А. Неркаги: национальная идентичность и проблемы типологии // Проблемы национальной идентичности в русской литературе XX века: коллективная монография / Науч. ред. Т.Л. Рыбальченко. Томск, 2011. С. 109–124.

3. Лагунова О.К. «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина и «Молчащий» А.П. Неркаги // Русский мир в отечественной литературе: этнофилологический аспект: коллективная монография / Под ред. С.А. Комарова. Ишим, 2011. С. 202–215.

4. Лагунова О.К. «Последний срок» В.Г. Распутина и «Анико из рода Ного» А.П. Неркаги // Русский мир в отечественной литературе: этнофилологический аспект: коллективная монография / Под ред. С.А. Комарова. Ишим, 2011. С. 272–284.

5. Комаров С.А., Лагунова О.К. В.Г. Распутин как экограф («Откуда есть-пошли мои книги») // Время и творчество Валентина Распутина. Иркутск, 2012. С. 90–96.

6. Айпин Е.Д. В тени старого кедра // Айпин Е.Д. В тени старого кедра: Повести. Свердловск, 1986. С. 130–186.

7. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

8. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М., 1976.

9. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

10. Айпин Е.Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари // Айпин Е.Д. Клятвопреступник. М., 1995. С. 175–423.

11. Неркаги А.П. Молчащий: Повести. Тюмень, 1996.

12. Агапкина Т.А. Молчание // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 265–267.

13. Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания. Homo Tacens. СПб., 1997.

14. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995.

15. Айтматов Ч.Т. Плаха. Алма-Ата, 1988.

16. Вэлла Ю.К. Белые крики: Книга о вечном. Сургут, 2000.