Социальное и художественное значение компьютерных технологий в экранной культуре

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Философия. 2014

Название: 
Социальное и художественное значение компьютерных технологий в экранной культуре


Об авторах:

Запрудин А.Г.,
Щербинин Михаил Николаевич,
профессор кафедры философии Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета, доктор философских наук

Аннотация:

В статье рассматривается феномен влияния спецэффектов
на восприятие зрителя, на процесс создания кинопроизведения. Авторы говорят
о положительных и отрицательных моментах воздействия компьютерной гра-
фики и средств массовой коммуникации на экранную культуру. Рассматривая
психологический аспект экранной культуры, авторы утверждают, что именно
кинематограф способствует гармонизации новых форм человеческого сознания,
отвечает желаниям современных людей видеть в результате реальных событий
счастливый конец, выступая таким образом своеобразным психологическим
предохранителем, защитным механизмом, который уберегает человеческую
психику от перегрузки внешней негативной, угнетающей информацией. Говоря
о месте визуальных эффектов в истории современного кинематографа, авторы
отмечают его двоякую природу. В связи с доступностью для широкого круга
людей специализированных средств все больше размывается граница между про-
фессиональными мувимейкерами и киношниками-любителями. Автор делает вывод,
что можно говорить о несомненной важности визуальных эффектов не только
в плане красочности изображения, но и в плане смысловой нагрузки.

Список литературы:

1. Enzensberger, Н.М. Baukastenzueiner Theorie der Medien. Kursbuh, 20, S. 180.
2. Щербинин М.Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования: Моно-
графия. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. 312 с.
3. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. С. Зенкина.
М.: Академический Проект, 2009. 261 с.
4. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Ренессанс, 1992. 312 с.
5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3-4.
6. Мамардашвили М. Сознание и цивилизация. СПб.: Азбука, азбука — артикус,
2011. 288 с.
7. Давыдов Ю.Н. Любовь и свобода: избранные сочинения / Сост. В.В. Сапов. М.:
Астрель, 2008. — 576 с.
8. Marcuse, Н. Kultur und Gesellschaft. Frankfurt аm Мain, 1965. S. 123.
9. Эйзенштейн С. Монтаж: Монтаж аттракционов; За кадром; Четвертое измерение
в кино; Монтаж 1938; Вертикальный монтаж; Р. Юренева. М.: ВГИК, 1998. 193 с.
10. Запрудин А.Г. Кино: искусство или техника? // Вестник Тюменского государ-
ственного университета. 2012. № 10. С. 110-114.
11. Щербинин М.Н. Киноискусство в генезисе смыслообразования // Экранная
культура в генезисе смыслообразования. Тюмень: Вектор Бук, 2004. С. 5-48.
12. Балацкий Е. «Рождественская история» в XXI веке: технологии против артистов
// Капитал страны. Федеральное интернет-издание, 9 декабря 2009. URL: http://
kapital-rus.ru/index.php/articles/article/175504 (дата обращения: 30.01.2014).