«Сокровенное в недрах человеческой души искусство»: начало концепта воображения

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Философия. 2014

Название: 
«Сокровенное в недрах человеческой души искусство»: начало концепта воображения


Об авторе:

Иванов Алексей Геннадьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Тюменский государственный университет; decartus@rambler.ru

Аннотация:

Предпосылкой подхода, реализованного в данной статье, выступает понимание воображения как категории, имеющей отношение к онтологии культуры. В этом ключе воображение есть концепт, создаваемый человеком для понимания самого себя. Началом и источником осмысления воображения мы считаем теорию воображения, изложенную в «Критике чистого разума» И. Канта. Несмотря на разночтения двух изданий «Критики чистого разума», мы можем выделить в теории Канта ряд характеристик воображения, имеющих значение для последующих интерпретаций. Это априорность, трансцендентальность, спон танность, синтетичность, схематичность, продуктивность и парадоксальность. Рассмотрение воображения в «Критике способности суждения» ставит вопрос о взаимодействии всех способностей, границы между которыми оказываются размыты. В XIX-XX вв. проблема соотнесения способностей вылилась в проблему соотнесения дискурсов. В дальнейшем необходимо рассмотреть интерпретации характеристик воображения, которые были даны в культуре современности

Список литературы:

1. Каган М.С. Воображение как онтологическая категория // Виртуальное про-
странство культуры. М-лы науч. конф. СПб., 11-13 апреля 2000 г. СПб., 2000. С. 71-74.
2. Иванов А.Г. Методологическое введение в исследование концепта воображения
// Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 5. С. 192-196.
3. Кант И. Критика чистого разума. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 672 с.
4. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму.
Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: ПЕРСЭ,
2001. 480 с.
5. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Рольф,
2001. 416 с.
6. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Ре-
спублика, 1997. 495 с.
7. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М.: Юрист, 1995. 687 с.
8. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной
социологии, СПб.: Алетейя, 1998. 288 с.