Аннотация:
Показано, что в настоящее время в философии имеется тенден-
ция отказа от категории истины. Она проявляется в предложениях заменить ее
понятиями достоверности, правдоподобия, смысла. Позиция авторов, отрицаю-
щих необходимость понятия истины, создает ситуацию парадоксальной само-
референции: если истины нет, то и то, что утверждается постмодернистами
и следующими в их фарватере отечественными авторами, тоже не истина.
Поэтому последовательное проведение постмодернистских положений приводит
к их самоликвидации.
Авторы статьи полагают, что категория истины и в наше время — цен-
тральное понятие гносеологии, верной теорией истины является классическая,
или корреспондентская, теория. Она может включать в себя адекватные мо-
менты концепций когеренции, прагматизма и конвенционализма. Показано, что
ни отсутствие сомнения, ни польза, ни мнение большинства, ни свидетельство
авторитета не являются критериями истины. Ведущим критерием истины слу-
жит эмпирическое подтверждение. Базовый его компонент — статистически
достоверное наблюдение. Оно функционирует или в виде чистого наблюдения, или
наблюдения в составе практики, в том числе и эксперимента. Производными от
эмпирического подтверждения критериями истины служат логическая доказуе-
мость, эвристичность, простота и красота.
Список литературы:
1. Ларин Ю.В. Проблема истинности теорий истины // Вестник Тюменского госу-
дарственного университета. 2013. № 10. Серия «Философия». С. 46-55.
2. Царегородцев Г.И., Шингаров Г.Х., Губанов Н.И. Философия. М.: Изд-во СГУ,
2012. 452 с.
3. Губанов Н.Н. Вызов Аполлона как стимул развития образования // Alma mater
(Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 19-23.
4. Павлов А.В. Логика и методология науки. М.: Флинта, Наука, 2010. 344 с.
5. Пивоев В.М. Социальные и гуманитарные науки: специфика и соотношение
// Вестник Ишимского госпединститута им. П.П.Ершова. 2013. №.3. С. 91-101.
6. Щербинин М.Н. Фигуративность в самопознании: эстетико-антропологический
опыт // Эстетическая антропология: фигуративный аспект: коллективная монография
/ Под ред. М.Н. Щербинина. Тюмень: Мандр и Ка, 2014. С. 3-21.
7. Губанов Н.И. Нищета философии постмодернизма // Философия и общество.
2007. № 1. С. 54-68.
8. Панельная дискуссия // Эпистемология & Философия науки. 2009. Т. XXII. № 4.
С. 48-77.
9. Муравьев И.Б. Человек в диалоге культур и проблема выбора идеала // Вестник
Тюменского государственного университета. 2003. № 1. С. 33-42.
10. Муравьев И.Б. Фигуративность мифо-религиозного представления о мироздании
// Эстетическая антропология: фигуративный аспект. М-лы Всероссийской научно-
практической конференции. Тюмень: Мандр и Ка, 2013. С. 112-118.
11. Селиванов Ф.А. Благо, истина, связь. Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. 260 с.
12. Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 654 с.
13. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1993.
168 с.
14. Философия в вопросах и ответах / Ред. А.П. Алексеев, Л.Е. Яковлева. М.: Про-
спект, 2011. 336 с.
15. Царегородцев Г.И., Губанов Н.И. Принципиальные основания существования
адекватного и знакового отражения на чувственной ступени познания // Вестник АМН
СССР. 1984. № 4. С. 64-70.