Аннотация:
Статья посвящена актуальной проблеме развития человеческой
сущности. Предпринятое автором исследование эстетических факторов антропо-
генеза является перспективным для философской науки и социальной практики.
Используются категории онтологии, гносеологии, философской и эстетической
антропологии. Дается характеристика человеческой красоты с точки зрения
таких ее интегральных свойств, как выразительность, образность, фигуратив-
ность. Рассматриваются следующие вопросы: выразительный потенциал красоты
человека; фигуративное выражение социальной структуры и социального опыта
в красоте человека; роль человеческой красоты в формировании моральных цен-
ностей личности. Предпринята попытка рассмотреть влияние человеческой
красоты на становление духовно-социальных начал человеческой сущности во
взаимосвязи и взаимном развитии искусства и жизни, мира идей и мира реаль-
ности. Выявляется природа воздействия представлений о красоте человека в их
объективно-субъективной основе на объективацию человеческой сущности. Таким
образом, автор продолжает эстетико-антропологическую традицию в иссле-
довании и оригинальной интерпретации роли и значения человеческой красоты
в антропогенезе.
Список литературы:
1. Щербинин М.Н., Халин С.М., Богомяков В.Г. Сущность и бытие человека
в эстетико-антропологическом измерении // Вестник Тюменского государственного
университета. 2012. № 2. Серия «История». С. 177-180.
2. Муравьев И.Б. Представление о человеке как субъекте культуры / «Собирание»
смысла через многообразие форм европейской культуры. Тюмень: Вектор Бук, 2002.
С. 95-101.
3. Андреева Н.С. Онтологический статус красоты человека // Вестник Тюменского
государственного университета. 2013. № 10. Серия «Философия». С. 71-76.
4. Щербинин М.Н. Эстетико-антропологическое бытие социума // Вестник Тюмен-
ского государственного университета. 2009. № 5. Серия «Педагогика. Психология.
Философия». С. 190-199.
5. Щербинин М.Н. Эстетико-антропологическое освоение социума // Эстетико-
антропологическое бытие социума: Коллективная монография. Тюмень, 2010. 217 с.
6. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001. 416 с.
7. Андреева Н.С. Красота как фигуративный способ выражения человеческой сущ-
ности / Эстетическая антропология: фигуративный аспект. Коллективная монография
/ Под ред. М.Н.Щербинина. Тюмень: Мандр и Ка. 2014. 192 с.
8. Гоббс Т. Левиафан / Сочинения в 2 тт. Т 2. М.: Мысль, 1991. 731 с.
9. Ястребов А.Л. Трансформация границ бытийных констант: репрессия красоты
и реабилитация уродства // Вестник Амурского государственного университета. 2002.
Вып. 16: Гуманитарные науки. С. 48-52.
10. Буткевич О.В. Красота: Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983.
438 с.
11. Халин С.М. Ересько М.Н. Идеальное как особая форма движения материи
// Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 2. Серия «История».
С. 190-193.
12. Павловский А.И. Что такое культура? // Вестник Тюменского государственно-
го университета. 2005. № 10. С. 212-218.
13. Халин С.М. Россия и разумно-преобразовательная природа человека // Вестник
Тюменского государственного университета. 2012. № 10. Серия «Философия». С. 38-44.
14. Рэнд А. Романтический манифест. Философия литературы. М.: Альпина Пабли-
шер, 2011. 199 с.