Об авторе:
Щербинин Михаил Николаевич,
профессор кафедры философии Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета, доктор философских наук
Аннотация:
В статье рассматриваются родовая сущность человека и сущ-
ность всечеловеческая. Последняя версия раскрытия человеческой сущности
восходит уже в ХХ в. к философии русского философа Н.А. Бердяева. Говоря о ро-
довой сущности, мы показываем исторические, генетические и познавательно-
интеллектуальные ограничения этой ветви самопознания. Гораздо более перспек-
тивным в буквальном и фигуральном смысле оказывается, следовательно, другая
линия — формирование и развертывание всечеловеческой сущности. В этом случае
лучше всего вскрывается потенциальная бесконечность человеческой сущности,
бесконечность ее количественной и качественной динамики, индивидуальной и со-
циальной оригинальности, творческого разнообразия бесконечного становления
человеческой сущности в целом. В конце концов, это крайне важно перед «лицом»
осознаваемой в наше время астрофизической бесконечности мира.
Одновременно формируется и сам, исследуемый нами особо, эстетико-
антропологический аспект такой творческой активности. Наряду с осознаваемым
тем самым бесконечным осуществлением человеческой сущности рассматрива-
ются многообразие перехода от ее (сущности) действительности к ее возмож-
ностям. Поэтому предпочтительное внимание уделяется именно искусству,
художественной практике, где как раз творческое «искание» себя наиболее по-
казательно и вариативно, не «задавлено» имеющимся набором сугубо предметной
реальности, наиболее изобретательно.
Попутно в потоках творческой индивидуации, самореализации, творческого
самообнаружения сущности нами вскрывается присутствие, или, наоборот, от-
сутствие человеческой самости. Именно этот вопрос, на наш взгляд, сегодня
требует дальнейшего рассмотрения и развития.
Список литературы:
1. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. Минск: Экономпресс, 2000. 304 с.
2. Щербинин М.Н. Эстетико-антропологическое освоение социума / Эстетико-
антропологическое бытие социума: Коллективная монография. Тюмень: Вектор Бук, 2010.
С. 6-32.
3. Муравьев И.Б. Фигуративность мифорелигиозного представления о мироздании
/ Эстетическая антропология: фигуративный аспект. М-лы Всерос. науч.-практич. конф.
Тюмень: Мандр и Ка, 2013. С. 112-118.
4. Муравьев И.Б. Эстетика евхаристии и ее влияние на общество // Вестник Тю-
менского государственного университета. 2013. № 10. Серия «Философия». С. 154-161.
5. Захарова О.В. Фигуративность природы в самопознании человека / Эстетическая
антропология: фигуративный аспект: Коллективная монография. Тюмень: Мандр и Ка,
2014. С. 98-108.
6. История диалектики ХIV-ХVIII вв. М.: Мысль, 1974. 356 c.
7. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 607 с.
8. Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Роль менталитета в преодолении антропогенных
кризисов // Историческая психология и социология истории. 2013. Т. 6. № 1 (11). С. 166-
180.
9. Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. 367 с.
10. Чудаков А.П. Ложится мгла на старые ступени: Роман-идиллия. М.: Время, 2012.
638 с.
11. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М.: Мысль, 1997. 471 с.