Аннотация:
Развивая тему исследования «Философия» импрессионистиче-
ской картины», статья фокусируется на таком основополагающем ее аспекте
как проблема пространства и времени. Новизна и цель данного исследования
заключается в попытке поиска истоков пространственно-временной концепции
импрессионистической картины в рамках двух философских систем: западноев-
ропейской и дальневосточной (японской).
Результаты исследования подтверждают предположение о том, что в кате-
гориях импрессионистического пространства и времени отражается новое для
европейской традиции, преодолевающее позитивистскую ограниченность эпохи,
мировосприятие. Пространственно-временная концепция импрессионистов оказы-
вается более близкой к японскому мировидению и философской (дзэн-буддистской)
традиции как с точки зрения цели и выбора художественных средств, так и взаи-
моотношений пространств картины, художника и зрителя. Рассмотренные данные
позволяют прийти к выводу о том, что от принятой в западноевропейской тра-
диции стабильности бытия импрессионисты впервые переходят к нестабильной
предметно-временной концепции, утверждая беспрерывность взаимодействия
категорий пространства и времени и доминанту последней.
Список литературы:
1. Трусова П.А. Проблема классической традиции в искусстве и художественной
жизни Франции на рубеже XIX — XX веков: Автореф. дисс. … канд. искусствоведения.
М., 2009. 41 с.
2. Кузнецова Л.В. «Философия» импрессионистической картины // Вестник Тю-
менского государственного университета. 2012. № 10. Серия «Философия». С. 115-120.
3. Якимович А. О построении пространства в современной картине // Пространство
картины: Сб. статей / Сост. Н.О. Тамручи. М.: Советский художник, 1989. 368 с.
4. Дворжак М. История искусства как история духа. СПб.: Академический проект,
2001. 336 с.
5. Флоренский П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных
произведениях // Декоративное искусство СССР. 1982. № 1. С. 25-29.
6. Ортега-и-Гассет Х. О точке зрения в искусстве // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика.
Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 186-203.
7. Делэ Н. Япония вечная / Пер. с фр. С. Балашовой. М.: АСТ: Астрель, 2006.
160 с.
8. Фишер Р.Е. Искусство буддизма. М.: Слово, 2001. 224 с.
9. Филиппов В.А. Импрессионизм в русской живописи. М.: Белый город, 2003.
320 с.
10. Прокофьев В.Н. Пространство в живописи Дега // Советское искусствознание `82.
Вып. 2 (17): Сб. стат. М.: Советский художник, 1984. С. 102-119.
11. Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. М.: Искусство, 1971. 304 с.
12. Мартышкина Т.Н. Импрессионистическое мировоззрение в западноевропейской
культуре XIX века: истоки, сущность и значение. Дисс. … канд. культурологии. Нижне-
вартовск, 2008. 157 с.
13. Прокофьев В.Н. Статьи разных лет. М.: Республика,1985. 178 с.
14. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. СПб.: Искусство-СПБ,
2005. 294 с.
15. Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. М.: Искусство, 1973. 216 с.
16. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изд-во В. Шевчук,
2004. 368 с.
17. Виппер Б. Клод Моне // Французская живопись втор. пол. XIX века и совре-
менная ей художественная культура: М-лы науч. конф-и (1971). Москва: Советский
художник, 1972. С. 20-29.
18. Бранский В.П. Искусство и философия: роль философии в формировании и вос-
приятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград:
Янтарный сказ, 1999. 704 с.