Об авторе:
Новокрещенных Екатерина Владимировна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка, Тюменский государственный университет;
e.v.novokreshhennykh@utmn.ru; ORCID:
0000-0002-1000-3470
Аннотация:
В статье с семиотических позиций анализируется проблема
религиозного дискурса. Автором подчеркивается отличие религиозного дис-
курса от богословского. Религиозный дискурс шире: его элементы встречаются
в художественных, публицистических, научных текстах. Кроме того, он носит
двусторонний характер: с одной стороны, в религиозный дискурс входит дискурс
религии (дискурс «изнутри», практики верующих), с другой — дискурс о религии
(дискурс «снаружи», вне практик). Проблемной представляется та пограничная
дискурсивная область, в которой субъект, носитель дискурса, сочетает оба
взгляда. В качестве примера такой области приводится, в частности, «религи-
озная филология» — направление в постсоветских исследованиях словесности,
предполагающее не только этическую, но и концептуально-методологическую
опору исследователя-филолога на исповедуемое им вероучение. Это направление
обнаруживает существенный перекос, связанный с попыткой заменить скру-
пулезный анализ того или иного текста его идеологической «корректировкой».
Автором делается вывод о необходимости иного, семиотически организованного,
подхода к изучению религиозного дискурса, религиозных объектов и практик.
Такой подход допускает множество путей интерпретации. В качестве примера
семиотического исследования религиозной святыни приводится работа исследова-
теля Парижской школы семиотики Ж.-М. Флоша (1947-2001) «Прочтение «Троицы»
Андрея Рублева».
Список литературы:
1. Beaude, P.-M. Le discours religieux, son sérieux, sa parodie // Le discours religieux,
son sérieux, sa parodie en théologie et en littérature: actes du colloque international de Metz
(juin 1999) / sous la direction de Pierre-Marie Beaude et Jacques Fantino. Paris: CERF,
2001. Pp. 7-12.
2. Пятигорский А.М. Несколько слов об изучении религии // Избранные труды.
М.: Языки русской культуры, 1996. С. 43-52.
3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесно-
го творчества. М.: Искусство, 1986. С. 9-191.
4. Библия: На церковнославянском, русском, греческом, еврейском и латинском
языках // Azbyka.ru: Православная энциклопедия «Азбука веры». URL:
http://azbyka.
ru/biblia/
5. Успенский Б.А. Семиотика иконы // Семиотика искусства. М.: Языки русской
культуры, 1995. С. 221-294.
6. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
/ Под ред. В.В. Лопатина. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. С. 157.
7. Любомудров А.М. Православие и церковность в художественной литературе
// Русская литература. 2001. № 1. С. 107-124.
8. Бочаров С.Г. О религиозной филологии // Сюжеты русской литературы.
М.: Языки русской культуры, 1999. С. 585-600.
9. Floch, J.-M., Collin, J. Lecture de la Trinité d’Andrei Roublev. Paris: Presses universitaires
françaises, 2009. 211 p.
10. Касаткина Т. Литература после конца времен // Новый мир. 2000. № 6.
URL:
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/6/kasat.html.