Аннотация:
На примере различного понимания евхаристии в православии
и протестантизме демонстрируется роль чувственности и эстетики в самопо-
нимании человека и общества, в формировании эстетико-антропологического
идеала, лежащего в основе социальной культуры. Ярко выраженные эстетические
стороны, содержащиеся в православном таинстве причащения, содействуют укре-
плению социального единства верующих и позволяют им рассматривать всеобщий
(кафолический) опыт церкви в качестве высшего авторитета.
В протестантизме, как правило, на первый план выходят рационально-смысловые
стороны евхаристии, а чувственным придают намного меньшее значение. В ряде
протестантских конфессий причащение начинает пониматься как духовное питание
словом Божиим, т.е. как принятие истин, содержащихся в Священном Писании. Прини-
жение роли чувственности содействует формирования эстетико-антропологического
идеала, в соответствии с которым формируется рациональная культура, чуждая
мистицизму, освятившая обыденную рационально-практическую деятельность и кри-
тически подходящая к оценке достигнутого коллективного церковного опыта.
Освящение чувственности и апелляция к ней содействуют возрастанию до-
верия к опыту социальной общности. Сакрализация этого опыта приводит к его
канонизации и формированию социоцентристской, иерархической модели общества,
которое, с одной стороны, обладает большой степенью устойчивости, а с другой,
испытывает трудности, связанные с саморазвитием.
Список литературы:
1. Муравьев И.Б. Роль религии в формировании эстетико-антропологического идеа-
ла // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. №10. Серия «Фило-
софия». С. 84-89.
2. Муравьев И.Б. Эстетико-антропологический идеал в истории европейской куль-
туры // Эстетико-антропологическое бытие социума: Коллективная монография. Тюмень:
Вектор Бук, 2010. С. 74-87.
3. Илларион (Алфеев), митрополит. Православие. Том 2: Святоотеческое учение
о Евхаристии. URL:
http://www.pravoslavie.by/page_book/svjatootecheskoe-uchenie-oevharistii
(дата обращения 30.07.2013).
4. Климков О.С. Евхаристия в православной антропологии // Философские пиры
Петербурга: Сборник. СПб, 2005. С. 52-56.
5. Сергеев А., диак. Пир Жизни. О Евхаристии в жизни современного христианина
// Интернет-журнал «Киевская Русь». URL:
http://www.kiev-orthodox.org/site/
worship/659 (дата обращения 23.08.2013).
6. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 82 // Пол-
ное собрание творений Иоанна Златоуста в 12 томах. Том. 7. Кн. 2. М.: Православная
книга, 1991. С. 819-829.
7. Желтов М., диак. Таинство Евхаристии в богословии прп. Симеона Нового Богос-
лова // Православная Энциклопедия: электронная версия. URL:
http://www.pravenc.
ru/text/351651.html#part_4. (дата обращения 02.08.2013).
8. Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла. URL:
http://www.
patriarchia.ru/db/text/1932241.html (дата обращения 01.08.2013).
9. Уайт Е. От всего сердца: Пер. с англ. Заокский: Источник жизни, 2012. 384 с.
10. Тиллих П. Кайрос // Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист,
1995. С. 216-235.
11. Финли М. Возрождение и преобразование. Заокский: Источник жизни, 2013. 255 с.
12. Яннарас. Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. URL: http://
royallib.ru/book/yannaras_hristos/vera_tserkvi_vvedenie_v_pravoslavnoe_
bogoslovie.html (дата обращения 05.08.2013).
13. Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны // Творения. Т. 3. Свято-
Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 13-280. (Репринтное издание).
14. Щербинин М.Н. Фигуративность социальности: эстетико-антропологический по-
иск // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 10. Серия «Фило-
софия». С. 6-15.
15. Зимбули А.Е. Нравственные модусы еды // Философия пира: Опыт тематизации.
СПб: СПбГУ, 1999. С. 56-59.
16. Ларин Ю.В. Концепции соотношения религии и культуры // Вестник ИГПИ
им. П.П. Ершова. 2012. № 1 (3). С. 41-45.