От мира идей эллинов к «нефигуративному» мышлению в изобразительном искусстве

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Философия. 2013

Название: 
От мира идей эллинов к «нефигуративному» мышлению в изобразительном искусстве

Автор: Шохов К.О.

Об авторе:

Шохов К.О.,

Аннотация:

статье делается попытка посмотреть на генезис нефи-
гуративного искусства с точки зрения эстетической антропологии. «Нефи-
гуративность» как творческий метод рассматривается в динамике развития
от «телесного» мира идей эллинизма до современных беспредметных проявлений
изобразительной деятельности. Эстетико-антропологический подход позволяет
анализировать особые интонации нефигуративного искусства как диалога «види-
мого с невидимым», «слышимого с неслышимым», эксплицирует разностороннее,
«объемное» отношение ко всем совокупностям художественного объекта. Понятие
«нефигуративное искусство» отождествляют с абстрактным или беспредмет-
ным искусством. Это тождество требует пояснений. Фигура — это произволь-
ное множество точек на плоскости. Точка, прямая, отрезок, луч, треугольник,
круг, квадрат и так далее — примеры плоских геометрических фигур. Все
абстрактные изображения, созданные с начала 20 века, состоят из геометри-
ческих фигур. Парадокс, но геометрическая абстракция — это нефигуративное
«фигуративное» искусство. Объемные геометрические формы, расположенные
в пространстве принято называть не фигурами, а «геометрическими телами».
В смысловом ракурсе реалистическую живопись, скульптуру, архитектуру
правильней следовало бы называть «телесной». Постулаты геометрии Эвклида
называются теоремами, потому что для постижения их истины требуется вос-
принимать изображение не простым чувственным зрением, а разумом. Любое
изображение к теореме представляет собой заложенную эллинами идею: мы видим
перед собой ту или иную фигуру и при этом рассуждаем и делаем заключения
сразу для всех фигур одного с ней вида. И заключения эти имеют практический
смысл. Художник — «беспредметник», с практической точки зрения, совершенно
«бесполезен». Осознавая это, художник видит одной из своих задач — реабилити-
ровать «высокое» предназначение искусства и провозглашает право на обновлен-
ную духовность, которую несет в себе программа «нефигуративного искусства».
С изобретением фотографии, монополия живописи на реалистичность изобра-
жения прошла, прогрессивная часть художников и зрителей осознала бессмыс-
ленность соревновательной гонки. Живопись, освободившись от камеры обскуры,
то есть от иллюзии «тела», продолжила свой путь к «мысли».

Список литературы:

1. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / Пер. с англ.
М.: Художественный журнал, 2003. 320 с.
2. Павловский А.И. Медиатор в системе трансляции ценностей культуры // Эсте-
тическая антропология в системе экологического воспитания: сб. ст. всеросс. науч.-практич.
конф.: в 2-х частях. Ч. 1. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. С. 95-101.
3. Смилга В.П. В погоне за красотой. Занимательное введение в неевклидову гео-
метрию. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1988. 288 с.
4. Подорога В.А. Феноменология тела. М.: Ad Marginem, 1995. 339 с.
5. Кусков С. Михаил Шварцман. Живопись, рисунок. М.: 1994.
6. Лебедева А.В. Телесность как основание и феномен культуры: дисс. … канд. филос.
наук. СПб., 2006. 198 с.
7. Малевич К.С. Соб. соч. в 5 т. Т. 1. М., 1995. С. 187-188.
8. Халин С.М. Эстетическое — классическое выражение идеального как особой
формы движения материи // Эстетическая антропология в системе экологического вос-
питания: сб. ст. Всеросс. науч.-практич. конф.: в 2-х частях. Ч. 1. Тюмень: Изд-во Тюм-
ГУ, 2011. С. 5-11.
9. Смирнов И. Бытие и творчество // Приложение к альманаху «Канун». Вып. I.
СПб., 1996. С. 42-43.
10. Щербинин М.Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования. Тюмень:
Изд-во ТюмГУ, 2005. 312 с.