Об авторе:
Борко Татьяна Иосифовна,
профессор кафедры зарубежной литературы Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета, доктор философских наук
Аннотация:
Понимая под мифом способ восприятия и толкования мира,
автор выясняет пути его трансформации и предполагает, что в основе преобра-
зования мифо-ритуального ядра в иные виды творчества (литература, философия,
искусство) заложен семиотический механизм утраты тождества означающего
и означаемого. Осознание репрезентативной сущности образов мифа ведет к ощу-
щению их неподлинности, в результате которой мифологическое предание более
не воспринимается буквально. Мифологические фигуры отныне обозначают не
самих себя, но превращаются в знаки, указывающие на иные явления (становятся
символами природных стихий, метеорологических событий, происходящих на небе,
могут выражать абстрактные понятия). Соответственно происходят изменения
в ритуале — действенном воспроизведении мифологических сюжетов. Первона-
чально участники действа отождествляют себя с героями повествования, чему
способствуют различные виды искусства (мистериальная драма — собственно
спектакль; музыка, декорации, создающие эмоциональную атмосферу). В даль-
нейшем происходит понимание того, что в обрядовых представлениях прецедент
мифа не повторяется, но изображается. Искусство, рожденное в рамках ритуала,
воспринимаемое ранее как полное перевоплощение и отождествление с мифическим
героем, осознается теперь как подражание и имитация.
Список литературы:
1. Levi-Strauss, C. Pervobytnoe myshlenie [The Savage Mind]. Мoscow, 1994. 384 p.
(in Russian).
2. Cassirer, E. Filosofija simvolicheskih form. V 3-h tt. [Philosophy of Symbolic Forms.
In 3 vol.]. Мoscow-St-Petersburg, 2002. 860 p. (in Russian).
3. Propp, V.Ja. Morfologija volshebnoj skazki. Istoricheskie korni volshebnoj skazki
[Mythology of a Fairy Tale. Historical Roots of a Fairy Tale]. Мoscow, 1998. 535 p.
(in Russian).
4. Meletinskij, E.M. Ot mifa k literature [From Myth to Literature]. Мoscow, 2001.
170 p. (in Russian).
5. Frye, N. Great Code: The Bible and Literature. San Diego; New York; London:
A. Harvest/HBJ Book, 1982. 368 p.
6. Falck, C. Myth, truth and literature. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1989.
XV, 173 p.
7. Frankfurt, H., Frankfurt, H.A., Wilson, G., Jacobsen, Т. V preddverii filosofii.
Duhovnye iskanija drevnego cheloveka [Before Philosophy. The Intellectual Adventure
of Ancient Man]. St-Petersburg, 2001. 314 p. (in Russian).
8. Kessidy, F.Kh. Ot mifa k logosu. Stanovlenie grecheskoj filosofii [From Myth
to Logos. The Infancy of Greek Philosophy]. St-Petersburg, 2003. 316 p. (in Russian).
9. Gondatti, N.L. Traces of Paganism among Minorities of the North-Western Siberia.
Izvestija Obshhestva ljubitelej estestvoznanija, antropologii i jetnografii pri Moskovskom
Universitete — Natural Sciences, Anthropology and Ethnography Society Journal
at Moscow University. V. XLIII. Issue. 2. 1888. 91 p. (in Russian).
10. Kerényi, C. Jelevsin: Arhetipicheskij obraz materi i docheri [Eleusis: Archetypal Image
of Mother and Daughter]. Мoscow, 2000. 260 p. (in Russian).
11. Eliade, М. Istorija very i religioznyh idej T. 1. [The History of Faith and religious
Ideas. V. 1]. Мoscow, 2002. 461 p. (in Russian).
12. Kariyalaynen, К.F. Religija jugorskih narodov. T. 2. [Religion of the Ugra Nations.
V. 2]. Tomsk: Tomsk University Publ., 1995. 282 p. (in Russian).