Субъект и объект в рамках феноменалистического подхода: бытие аксиологического субъекта в системе символических форм

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Философия. 2013

Название: 
Субъект и объект в рамках феноменалистического подхода: бытие аксиологического субъекта в системе символических форм


Об авторе:

Павловский А.И.,

Аннотация:

Феноменализм принципиально отказывается от познания вещи-
в-себе, ограничивая себя только познанием представления, в рамках которого
можно выделить форму и содержание. Форма предшествует содержанию, ее про-
стейшие основания (кантовские априорные формы) являются врожденными, но на
базе этих простейших оснований строятся символические формы, определяющие
смыслы в представлении. Символические формы не являются врожденными, они
детерминированы культурой. Каждый символ представления имеет перцептивное
и аффективное значения. Система перцептивных значений представляет собой
объект, а система аффективных значений — субъект представления. Символ
взятый с его аффективным значением является ценностью, а потому субъект,
состоящий из таких символов, можно назвать «аксиологическим». Аксиологиче-
ский субъект придает исходной жизненной активности человека направленность,
расчленяя представление по принципу фигуры и фона, задавая, соответственно,
цели деятельности. В структуре аксиологического субъекта можно выделить
три уровня: ценности-характерные черты, конструирующие представление;
конкретные ценности, выделяемые в этом представлении; ценности-концепты,
рационально формулируемые в процессе осмысления опыта субъекта.

Список литературы:

1. Arnhejm, R. Iskusstvo i vizual'noe vosprijatie [Art and Visual Perception]. Мoscow,
1974. 392 p. (in Russian).
2. Saussure, F. de. Kurs obshhej lingvistiki [Course in General Linguistics]. Мoscow,
2004. 256 p. (in Russian).
3. URL: http://www.rom.by/comment/53394
4. Cassirer, E. Filosofija simvolicheskih form. T. III: Fenomenologija poznanija
[Philosophy of symbolic forms. V. III: Perception Phenomenology]. Мoscow, 2011. 398 p.
(in Russian).
5. Greimas, A. J. Strukturnaja semantika: Poisk metoda [Structural Semantics: An
Attempt at a Method]. Мoscow, 2004. 368 p. (in Russian).
6. Kant, I. Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. Мoscow, 1994. 591 p.
(in Russian).
7. Spengler, O. Zakat Evropy [The Decline of the West]. Novosibirsk, 1993. 592 p.
(in Russian).
8. Cassirer, E. Substance and Function of Symbolic Notion // Cassirer, E. Izbrannoe:
Individ i kosmos [Selection: The Individual and the Cosmos]. Мoscow; St-Petersburg, 2000.
Pp. 271–434. (in Russian).
9. Husserl, E. Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii. Kniga
pervaja [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy.
First Book]. Мoscow, 2009. 489 p. (in Russian).
10. Koffka, K. Fundamentals of Mental Development // Osnovnye napravlenija
psihologii v klassicheskih trudah. Geshtal't-psihologija. V. Keler. Issledovanie intellekta
chelovekopodobnyh obez'jan. K. Koffka. Osnovy psihicheskogo razvitija [Basis trends of
psychology in classical works. Gestalt Psychology. W. Köhler. The mentality of apes. К. Koffka.
Fundamentals of Mental Development]. Мoscow, 1998. Pp. 348–657. (in Russian).
11. Kluckhohn, C. Zerkalo dlja cheloveka. Vvedenie v antropologiju [Mirror for Man.
Introduction to Anthropology]. St-Petersburg, 1998. 352 p. (in Russian).