Об авторе:
Богомяков Владимир Геннадиевич, доктор философских наук, профессор, кафедра политологии, Тюменский государственный университет;
boga2010@yandex.ru
Аннотация:
Теоретико-методологический арсенал геополитики в современ-
ных условиях представляется во многом исчерпанным. Однако безусловной заслу-
гой классической геополитики является осмысление пространства, на котором
разворачивается жизнь людей и развитие человеческого общества, и которое об-
наруживает свойства силы, энергии, движущего начала. Пространство, по мысли
основателей геополитики, целиком принадлежит Государству. Но географическое
пространство принадлежит не только властным и административным струк-
турам, но и людям, которые попросту неотделимы от этого пространства, без
этого пространства невозможна их жизнь и оно выступает для них не только
в качестве географии места, но и в качестве «географии ума».
Пафос пришедших на смену геополитике гуманистической географии, геософии,
сакральной географии, геопоэтики — это обретение человеком своего места на
земле; места, имеющего глубокое, поистине человеческое значение. Гуманитарная
география приходит к выводу, что мы все живем в палимпсестах множествен-
ных мест. Современная геософия стремится превратить географическое знание
в науку о чудесах земли, которая требует от нас интуитивного и эстетического
воображения. Геопоэтика стремится к тому, чтобы быть именно творческой гео-
графией, дифференцирующей в пространстве не политические, но культурные про-
цессы. Важнейшей частью современного геопространственного дискурса является
травелог. Если травелог предполагает путешествие в неведомые земли, которых
с наступлением «конца географии» практически не остается, то психогеография
предполагает изменение сознания, в результате которого повседневные маршруты
становятся удивительным и непредсказуемым путешествием.
Список литературы:
1. Исаев Б.А. Геополитика классическая и геополитика современная // Полис. 2011.
№ 2. С. 69-85.
2. Мишель де Серто. По городу пешком. URL:
http://ecsocman.edu.ru/
data/259/440/1218/6-Communitas_2_2005_Certeau.pdf
3. Митин И. Место как палимпсест // 60 параллель. 2008. № 4. Декабрь. «Идем
на восток. Опыт самоопределения городов». С. 40-45.
4. Сид И. и группа «Полуостров». Основной вопрос геопоэтики // Первая конфе-
ренция по геопоэтике. Москва. Крымский клуб. 24.04. 96. URL:
http://liter.net/
geopoetics/penin.html
5. Русаков В.М. Дискурс травелога: образ пути и Путника в мировой культуре //
Дискурс травелога. Сб. стат. Авт.-сост.: О.Ф. Русакова, В.М. Русаков. Екатеринбург:
ИМС — Издательский дом «Дискурс-Пи», 2008. С. 145-152.
6. Гурин С.П. Проблема маргинальности в философской и религиозной антропологии.
Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Специальность
09.00.13 — религиоведение, философская антропология и философия культуры. Саратов,
2003. 366 с.
7. Бауман З. Власть без места, место без власти. URL:
http://www.smolsoc.ru/index.
php/2010-09-06-06-27-58
8. Щеглов И. О новом урбанизме.
http://psychogeo.spb.ru/page_44.html#more-44
9. Дебор Ги. Введение в критику городской географии. URL:
http://psychogeo.spb.
ru/page_34.html#more-34
10. Дебор Ги. Ситуационстские тезисы о трафике. URL:
http://psychogeo.spb.ru/
page_193.html#mor