«Безумные сердцем»: женский выбор в русской «новой драме» рубежа XX-XXI веков (Е. Гремина, Ю. Клавдиев, В. Мережко)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Филология. 2014

Название: 
«Безумные сердцем»: женский выбор в русской «новой драме» рубежа XX-XXI веков (Е. Гремина, Ю. Клавдиев, В. Мережко)


Об авторе:

Кислова Лариса Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; l.s.kislova@utmn.ru

Аннотация:

Статья посвящена феномену женской агрессии, рассматриваемой под альтернативным углом зрения. Контекст вестерна выбирается драматургами не случайно, поскольку это абсолютно мужское пространство. Внедряя травмированное женское в отчетливо мужскую парадигму и позволяя гендерному Другому становиться видимым, они отмечают выход феминной ментальности из приватной сферы вынужденного андеграунда. Сознательно используя женские гендерные идентификации и моделируя гендерное Другое, авторы воплощают в своих текстах совершено новые (не ожидаемые) женские образы. Героини конструируют собственное пространство, выстраивают свой, альтернативный мужскому мир, завоевывая мужские территории. Каноническое мужское в пьесах отчетливо противопоставлено женскому. Женщина-воин — это своеобразный символ победы женского, поскольку гендерные стереотипы достаточно стабильны, и в историческом развитии присутствуют устойчивые представления о женском и мужском. Женское традиционно воспринимается как гибкое и зависимое, мужское же трактуется как бескомпромиссное и воинственное. Ю. Клавдиев, В. Мережко, Е. Гремина, экспериментируя с представлениями о феминности, создают своеобразный прецедент в границах предельно «мужского поля» русской «новой драмы».

Список литературы:

1. Клавдиев Ю. Анна // Клавдиев Ю. Собиратель пуль и др. ордалии. М.: Корова-книги, 2006. С. 157-208.

2. Липовецкий М.Н. Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых // Новое литературное обозрение. 2005. № 73 (3). С. 244-278. 3. Липовецкий М.Н. Перформансы насилия: «Новая драма» и границы литературоведения // Новое литературное обозрение. 2008. № 89 (1). С. 192-200.

4. Коростылева Н.Н. Женщина и мужчина: от конфликта к согласию (Исследование гендерного конфликтогенеза). Монография. М.: Библионика, 2005. 240 с.

5. Лавлинский С., Павлов А. Проблема мимесиса и фантастическое в новейшей драматургии // Новейшая драма рубежа XX-XXI веков: миметическое/антимиметическое. Самара: Инсома-пресс, 2013. С. 22-40.

6. Липовецкий М., Боймерс Б. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «новой драмы». М.: Новое литературное обозрение, 2012. 376 с.

7. Клавдиев Ю. Пойдем, нас ждет машина // Клавдиев Ю. Собиратель пуль и др. ордалии. М.: Коровакниги, 2006. С. 77-122.

8. Журчева Т.В. «Тольяттинская драматургия»: конспект критического очерка// Новейшая драма рубежа XX-XXI вв.: проблема конфликта. Самара: Универс групп, 2009. С. 65-72.

9. Мережко В. Кавказская рулетка // Современная драматургия. 2000. № 4. С. 3-25.

10. Гремина Е. Глаза дня. URL: //http://www.theatre-library.ru/files/g/gremina/gremina_1.html. (дата обращения: 01.12.2013).

11. Журчева О.В. «Децентрализация» героя как стратегия русской драмы второй половины XX — начала XXI веков // Новейшая драма рубежа XX-XXI веков: проблема героя. Самара: Самарский государственный университет, 2012. С. 137-146.