Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Филология. 2013

Название: 
Звуковая символика в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»


Об авторе:

Шигапова Гулия Фиргатовна,
аспирант кафедры русской литературы Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета

Аннотация:

В статье раскрывается мастерство А.И. Куприна на уровне звуковой символики художественного слова в повести «Гранатовый браслет». При анализе звукового пространства писем Желткова были выявлены звукобуквенные доминанты, дана характеристика их символической коннотации. Вследствие этого было установлено, что фонетический ряд углубляет эмоционально-экспрессивную сторону посланий. Рассмотрение особенностей ритмики слова героя позволило полнее раскрыть художественный замысел писателя. Яркий музыкальный эксперимент представляет собой финал повести, где каждое слово пронизано звучанием сонаты Бетховена. Музыкальная композиция произведения эстетизирует язык писателя, наполняя прозаический текст звуковыми и ритмическими сочетаниями. Благодаря поэтике звукосимволизма творчество А.И. Куприна обнаруживает влияние концепции синтеза искусств, которая позволяет включить художественное наследие писателя в «диалог» русской литературы рубежа веков.

Список литературы:

1. Казарин Ю.В. Проблемы фоносемантики поэтического текста: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 172 с.

2. Журавлев А.П. Звук и смысл: книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1991. 160 с.

3. Куприн А.И. Гранатовый браслет: собрание сочинений в 6 тт. М.: Художественная литература, 1958. Т. 4. С. 430-480.

4. Фролов В.М. Смысловое значение звуков (букв): тайна звуков речи. URL. http:// frolov-vlad.narod.ru/letter.htm (дата обращения: 15.11.2012).

5. Дьякова К.В. Звуковое пространство прозы // Сб. науч. тр. по м-лам междунар. науч.-практич. конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований, 2010». Т. 26. Философия и филология. Одесса, 2010. С. 46-50.

6. Рогачева Н.А. Поэтика звучания в стихотворении И.Ф. Анненского «Кэк-уок на цимбалах» // Культура и текст: культурный смысл и коммуникационные стратегии. Барнаул: АлтГПУ, 2011. С. 235-241.

7. Любимова Н.А., Пинежанинова Н.П., Сомова Е.Г. Звуковая метафора в поэтическом тексте. СПб.: Изд-во С.-П. ун-та, 1996. 144 с.

8. Сергеев Д.А. Семантика звуков — звукосмысл // rus33abc: Фоносемантика русского языка: персональный сайт Дмитрия Сергеева. URL. http://rus33abc.narod.ru/ Zvukosmysl.html (дата обращения: 15.11.2012).

9. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы: монография. М.: Советский писатель, 1982. 367 с.

10. Качаева Л.А. Музыка в произведениях Куприна // Писатель и жизнь: сборник статей. М.: Советский писатель, 1986. С. 227-236.

11. Рассказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе

А.И. Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. 2007. №7. С. 8-12.

12. Эртнер Е.Н. «Серебряный голубь» А. Белого: феноменология провинции в романе о художнике // Вестник Тюменского государственного университета. 2005. № 2. С. ­205-213.