Выпуск:
Вестник ТюмГУ. Филология. 2013Об авторах:
Фаткуллина Юлия Марсовна,Аннотация:
Пьеса «Иванов» в творческой системе Чехова является пограничной. С одной стороны, очевидна связь комедии с родовой традицией отечественных предшественников автора, в частности с драматическими текстами Островского, с другой — в пьесе вырабатываются знаковые для опытов создателя «Чайки» формы и приемы. Комедия демонстрирует эволюцию героев демонического типа от уездного общества, названного русской критикой «темным царством», и героя-демона романтического типа к новой персонажной субстанции. Она сформирована творческой системой Чехова-драматурга и потенциально близка к герою дионисического типа в версии Фридриха Ницше. В данном тексте носителями признаков бесовства в уездном обществе являются лишенные индивидуальности обыватели, такие как Дудкин, Бабакина, безымянные гости, демоническими героями романтического типа — Шабельский и Боркин. Однако структура действия пьесы указывает на то, что данный тип персонажеобразования в целом исчерпал себя. Перспектива развития будет связана с фигурой Иванова: ему присущи признаки героя-демона, героя-жертвы и героя, предваряющего героя-дионисийца. Только наращивание Чеховым мифопоэтического слоя в большинстве компонентов драматургического целого позволит потенциям персонажа данного типа органически и конструктивно проявиться и предъявить читателю модернистские качества индивидуально-авторского мифа о России и ее судьбе. Но это будет уже опыт середины 1890-х годов.Список литературы:
1. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство: 1898-1907. М.: Наука, 1989. 384 с.
2. Скафтымов А.П. Пьеса Чехова «Иванов» в ранних редакциях // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. М.: Художественная литература, 1972. С. 436-456.
3. Песков А.М., Турбин В.Н. Демонизм // Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 137-138.
4. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Сочинения: в 18 т. Т. 11.
М.: Наука, 1986. 446 с.
5. Клюс Э. Ницше в России. Эволюция морального сознания // URL. http://www. nietzsche.ru/around/russia/klust/ 01.11.2012 г.
6. Комаров С.А. А. Чехов — В. Маяковский: комедиограф в диалоге с русской культурой конца XIX — начала XX века. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. 248 с.
7. Комаров С.А. «Чайка» А. П. Чехова // Русский мир в отечественной литературе: этнофилологический аспект: Коллективная монография / под ред. С.А. Комарова. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2011. С. 136-159.
8. Кубасов А.В. Ницшеанец у П.Д. Боборыкина и А.П. Чехова // Философия Чехова. Иркутск, 2012. С. 19-39.
9. Маслова Е.А. От «Лешего» к «Дяде Ване»; «Три Сестры» // Языковые стратегии русской драматургии (введение в экографию): коллективная монография /под ред.
С.А. Комарова. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. С. 67-94, 120-151.
10. Ницше Ф. Избранные произведения в трех книгах. Воля к власти. М.: Рефл-бук,
1994. 352 с.