Выпуск:
Вестник ТюмГУ. Филология. 2013Об авторе:
Семенова Анастасия Александровна,Аннотация:
В статье феномен народно-поэтического рассматривается как элемент стратегии логосообразности в русской литературе XIX в. И описывается на материале ранней прозы Н.В. Гоголя. Автором разграничиваются понятия «фольклоризм», «концепция фольклора», «народно-поэтическое начало». Через соотношение ряда элементов прослеживается динамика народно-поэтического начала у Гоголя от цикла к циклу. Устанавливается субстратность трех начал (музыкального, пластического, живописного) в качестве текстопорождающей установки художника, проясняется основание дальнейших размышлений писателя о духе народа. Обнаруживаются знаки субстантности стихийной жизни: лексика, связанная с громом, ударом; горная топика. Целостность мифопоэтики вбирает фигуру «бытового черта», который часто дополняется структурно необходимым элементом мифа о добывании весеннего плодородия богом громовиком. Песня видится источником внутрициклических связей, при которых усложняется бытование персонажа, пересекающего границу из «своего» пространства в «чужое». Народно-поэтическое в осмыслении словообразов «мир» и «граница» раскрывается в категориях: свет/тепло/огонь/вода; защитные границы дома/круг; дождь/ ливень; гром/гроза/молния/гора/скала. Религиозная концепция фольклора изначально мотивирует синкретичность художественного мышления Гоголя, баланс и связь этики и эстетики писателя, рамочность и свободу его самовыражения, его чувство «религиозного покоя».Ключевые слова:
Список литературы:
1. Комаров С.А. Лагунова О.К. Введение в экографию: феномен живого чувства в русской лирике XIX века // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 1. Серия «Филология». С. 49-54.
2. Комаров С.А. О «сложности простоты» А.П. Чехова-драматурга // Филологический класс. 2010. № 24. С. 25-29.
3. Медведев А.А. О христианской парадигме в восприятии литературы Розановым // Наследие В.В. Розанова и современность / Сост. А.Н. Николюкин. М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. С. 40-50. 4. Маркова В.В. Стратегия логосообразности в русской литературе XIX века: аксиологический аспект // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. №1. Серия «Филология». 2012. С. 80-85.
5. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 8 т. Т.8: Письма / Сост. О. Дорофеев; Примеч. М. Громова. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. 384 с.
6. Русская литература и фольклор (первая половина XIX века). Л.: Наука, 1976. 456 с.
7. Русская литература и фольклор (вторая половина XIX века). Л.: Наука, 1982. 443 с.
8. Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. Л.: Наука, 1988. 296 с.
9. Михнюкевич В.А. Русский фольклор в художественной системе Ф.М. Достоевского. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1994. 320 с.
10. Н.В. Гоголь и славянский мир (русская и украинская рецепции): Сб. статей / Ред. Н.В. Хомук. Вып. 1. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-т, 2007. 311 с.
11. Н.В. Гоголь и славянский мир (русская и украинская рецепции): Сб. статей / Ред. Н.В. Хомук. Вып. 2. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-т, 2008. 394 с.
12. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 8 т. Т.1. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1999. 384 с.
13. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.8. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1952. 816 с.
14. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. Т. 2. М.: Индрик, 1994. 784 с.
15. Померанцева В.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. 183 с.
16. Эмер Ю.А. Фольклорный текст: пространственная организация жанра // Картины русского мира: пространственные модели в языке и тексте / Отв. ред. проф. З.И. Резанова. Томск: UFO-Plus, 2007. С. 110-151.
17. Языковые стратегии русской драматургии (введение в экографию): коллективная монография / под ред. С.А. Комарова. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. 328 с.