Лингвокогнитивные модели концептуальной оппозиции «тепло-холод» на примере синестезии цвета и эмоции (на материале глав из романа Д.Г. Лоуренса «Сыновья и любовники»)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Филология. 2013

Название: 
Лингвокогнитивные модели концептуальной оппозиции «тепло-холод» на примере синестезии цвета и эмоции (на материале глав из романа Д.Г. Лоуренса «Сыновья и любовники»)


Об авторе:

Пономарёва Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; elurpon@gmail.com

Аннотация:

В данной статье рассматривается понятие синестезии с точки зрения стилистики и когнитивной лингвистики. В ходе анализа примеров синестезии в главах произведения Д.Г. Лоуренса «Сыновья и любовники» выявляются синестетические комплексы, выражающие особенности отношений главных героев в виде концептуальной оппозиции «тепло-холод», а затем моделируется структура данной оппозиции, в рамках которой проводится когнитивный анализ компонентов комплекса «цвет-ощущение-эмоция», делается вывод о роли синестезии в понимании характеров главных персонажей романа Д.Г. Лоуренса. Когнитивное моделирование концептуальной оппозиции «тепло-холод» проводится с применением методики концептуальной интеграции (сonceptual blending), предложенной Жилем Фоконье и Марком Тернером, согласно которой элементы различных областей смешиваются, в результате чего происходит смешение ментальных пространств в подсознании человека. Результаты, полученные посредством применения методики концептуальной интеграции, сопоставляются с результатами, полученными в ходе применения методики концептуального анализа, включающего рассмотрение понятийного, ассоциативно-образного и эмоционально-оценочного слоев (согласно взглядам И.А. Тарасовой, И.А. Стернина и З.Д. Поповой на структуру концепта). В итоге делается вывод о символике цветовой палитры и роли оппозиции теплых и холодных цветов в тексте Д.Г. Лоуренса, которые является ключом к пониманию эмоционального состояния главных героев романа.

Список литературы:

1. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

2. Яницкая Н.И. Адъективная синестезия в английской и русской поэзии романтизма: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2010. 24 с.

3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. URL. http:// hudozhnikam.ru/nauka_o_cvete/40.html

4. Сочетания цветов. URL. http://lookcolor.ru/teoriya-cveta/teplye-i-xolodnye-cveta/

5. Fauconnier, G., Turner, M. The Way We Think: Conceptual Blending and the Mind's Hidden Complexities. New York: Basic Books, 2002.

6. Lawrence, D.H. Sons and Lovers. London: Penguin popular classics, 1995. 420 p.

7. Тарасова И.А. Фреймовый анализ в исследовании идиостилей // Филологические науки. 2004. № 4. С. 42-49.

8. Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. С. 58-64.

9. Roget’s Thesaurus of English Words and Phrases / Editor Betty Kirkpatrick. London: Longman Group UK Ltd., 1988. 1086 p.

10. Прокофьева Л.П. Синестезия в современной научной парадигме // Известия Сарат. ун-та. 2010. Т. 10. Вып. 1. Сер. Филология. Журналистика. С. 3-10.