Об авторе:
Лемиш Вера Васильевна,
доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, кандидат
психологических наук
Аннотация:
В статье представления социальных работников о старшем по-
колении рассматриваются как важная составляющая геронтокультуры, поскольку
содержание этих представлений оказывает существенное влияние на межпоко-
ленные и межличностные отношения, включая профессиональную деятельность.
В исследовании приняли участие 195 социальных работников, работающих в от-
делениях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Для описания
образов пожилого и старого человека использованы 25 психосемантических шкал,
характеризующих пять психологических сфер: когнитивную, эмоциональную,
регулятивную, коммуникативную и духовно-нравственную. Шкалы составлены
автором на основе применения метода репертуарных решеток Келли. Результаты
эмпирического исследования показали, что, с одной стороны, профессиональный
опыт общения позволяет социальным работникам очень хорошо дифференциро-
вать особенности пожилого и старого человека, однако, с другой — выявлены
явные эйджистские тенденции в восприятии обеих возрастных групп. Несмотря
на то, что образ пожилого человека более позитивен, чем образ старого, однако
оба эти образа в целом мало привлекательны. Негативные установки не могут
не сказываться на эффективности социальной работы с пожилыми и старыми
людьми, а значит, и на их психологическом самочувствии. Для преодоления эйд-
жизма необходима более углубленная психологическая подготовка социальных
работников, направленная на формирование представлений о старении как периоде
продолжающегося развития личности; кроме того, необходима целенаправленная
государственная социальная политика по созданию условий для реализации пси-
хологических ресурсов пожилых и старых людей.
Список литературы:
1. Лемиш В.В. Геронтокультура как социально-психологический феномен // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Психолого-
педагогические науки. 2012. № 148. С. 34–44.
2. Лемиш В.В. Феномен геронтокультуры: проблемы исследования // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Психолого-
педагогические науки. 2006. № 6 (14). С. 18–37.
3. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского
университета, 2001. 196 с.
4. Смирнова Т.В. Пожилые люди: стереотипный образ и социальная дистанция
// СоцИс. 2008. № 8. С. 49–55.
5. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 288 с.
6. Микляева А.В. Возрастная дискриминация как социально-психологический фе-
номен. Часть I. URL:
http://www.humanpsy.ru/miklyaeva/age
7. Зайцева Ю.Б. Особенности представления о старых людях в различных социально-
демографических группах // Психология зрелости и старения. 2007. № 4 (40). С. 12-39.
8. Глухова И.Ю., Зыкова М.Н. Специфика образа старости в различных возрастных
группах // Психология зрелости и старения. 2008. № 1 (41). С. 46–73.
9. Подрядчикова И.В. Социальные представления русских и казахов о старом чело-
веке // Психология зрелости и старения. 2008. № 3 (43). С. 12-39.
10. Смолькин А.А. Исторические трансформации социального статуса старости
// Клиническая геронтология. 2007. Т. 13. № 3. С. 29–33.
11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2011. 940 с.
12. Психология человека от рождения до смерти. (Серия «Психологическая энци-
клопедия»). СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 656 с.
13. Еремеев Б.А. Уровни категоризации при понимании человека человеком и при
психологическом изучении понимания // Мир психологии. 2001. № 3 (27). С. 93-103.
14. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. 480 с.
15. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство
по репертуарным личностным методиками / Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Ю.М. Забродина и В.И. Похилько. М.: Прогресс, 1987. 236 с.