Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Педагогика. Психология. 2014

Название: 
Содержательный и функциональный аспекты школьного графического вандализма


Об авторах:

Гурова Ольга Валерьевна,
старший психолог ФКУ УИИ ГУФСИН России по Пермскому краю (г. Пермь)

Кружкова Ольга Владимировна,
доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург), кандидат психологических наук

Аннотация:

В статье обсуждается проблема возникновения и распространения в образовательной среде школьного графического вандализма. Рассматривается специфика его содержания, на основании которой выделяются семь типов вандальных изображений, имеющих различную мотивационно-потребностную основу их создания подростком (маркировка межличностных отношений; символы принадлежности, выражение личностного позиционирования; символика социально-регрессивной направленности; символы, отражающие депривированные актуальные потребности; спонтанные схематичные рисунки, как проекции состояний, эмоций; информационные надписи, преимущественно делинквентного
характера). Анализируется пространство распространения типов вандальных изображений специфичной тематики в различных помещениях школ (публичных и приватных). Обнаружено, что наиболее делинквентные изображения встречаются в помещениях, создающих ощущение уединения и максимально обеспечивающих анонимность авторства. На основании представленной типологии изображений, носящих вандальный характер, были выявлены функции школьного графического вандализма (коммуникативная функция, функция выражения (экспрессивная), протестная функция, функция социальной идентификации, информационная функция, функция отражения социальных стереотипов).

Список литературы:

1. Белкин И.А. Социально-психологический анализ граффити: Дисс. ... канд. психол.
наук. Самара, 2003. 243 с.

2. Волобоев А.Н. Профилактика девиантного поведения подростков, склонных к соз-
данию неформальных графических изображений и надписей: Автореф. дисс. ... канд. пед.наук. Киров, 2009. 24 с.

3. Воробьева И.В. Подростковый вандализм: мотивы и возможные личностные де-
терминанты // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. №. 9. С. 208–213.

4. Воробьева И.В. Субъектогенез и границы субъектности и их роль в формировании вандального поведения / Конфликтогенность современности. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2014. С. 102–118.

5. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Роль ценностно-поведенческих деструкций в мо-
тивационной готовности к вандальному поведению // Вестник Южно-Уральского го-
сударственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 46–52.

6. Гурова О.В. Изучение личностных и средовых детерминант школьного графиче-
ского вандализма // Психология сегодня: теория, образование и практика. Москва:
Институт психологии РАН, 2009. С. 230–234.

7. Гурова О.В., Кружкова О.В. Школьный графический вандализм как реакция на
депривацию субъектных потребностей учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 1. С. 150–155.

8. Карабущенко П.Л. Вандализм как кульутрно-исторический феномен // Гумани-
тарные исследования. 2011. № 4. С. 12–21.

9. Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с делинквентным поведени-
ем // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 32. С. 8. URL: http://psystudy.ru

10. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. 448 с.

 11. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2014. 272 с.