Об авторах:
Воробьева Ирина Владимировна,
доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления Уральского государственного педагогического университета,
кандидат психологических наук
Кружкова Ольга Владимировна,
доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург), кандидат психологических наук
Аннотация:
В статье описывается феномен вандального поведения с точки зрения представленности в наиболее типичных для него возрастных группах —
подростковых и юношеских, а также предполагается, что детерминация готовности к совершению вандальных актов закладывается в более раннем возрасте онтогенетического развития человека. Так, дошкольный и младший школьный возрастные периоды характеризуются формированием представлений об окружающем мире вещей, отработкой форм допустимых действий с ними, а также осознанием социальных норм и правил, регулирующих эти процессы. Кроме того, в эти периоды ребенок включается в систему многоуровневого социального взаимодействия, которая также регламентирует определенные паттерны поведения по отношению к чужой или общественной собственности. Особое внимание уделяется рассмотрению проблемы взаимодействия ребенка с миром вещей, его готовности к совершению вандальных актов в аспекте обусловленности подобного поведения спецификой детско-родительских взаимоотношений на примере младшего школьного возраста. Показано, что отдельные типы деструктивного семейного воспитания, такие как отвержение, симбиоз, дистанцирование могут способствовать формированию готовности ребенка к совершению вандальных действий с объектами общественной или частной собственности, принадлежащей другим людям.
Список литературы:
1. Воробьева И.В. Подростковый вандализм: мотивы и возможные личностные де-
терминанты // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. №. 9.
С. 208–213.
2. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Роль ценностно-поведенческих деструкций в мо-
тивационной готовности подростка к вандальному поведению // Вестник Южно-
Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6. № 4. С. 46–52.
3. Ватова Л.С. Психологические причины и условия возникновения подросткового
вандализма: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Калуга, 2000. 24 c.
4. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Психология городской среды. Екатеринбург, 2012.
243 с.
5. Hauber, A.R. A dutch perspective on some effects of alternative sanctions // Crime,
Law and Social Change. 1991. № 15(2). Pp. 91–108.
6. Tygart, C. Public school vandalism: Toward a synthesis of theories and transition
to paradigm analysis // Adolescence. 1988. № 23(89). Pp. 187–200.
7. Ватова Л.С. Социально-психологические особенности молодежного вандализма
// Вестник интегративной психологии. 2009. № 7. С. 63-64.
8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности челове-
ка / Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе:
Учеб. пособ. для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. C. 212-385.
9. Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение // Психологическая наука
и образования. 1996. № 2. С. 9-19.
10. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования
умения учиться: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук, Москва. 1992. 39 c.
11. Vorobyeva, I.V., Kruzhkova, O.V. Parent-child relationship and the development of
a child’s vandal activity // Abstracts of 28th International Congress of Applied Psychology.
8-13.07.2014. Paris. URL:
https://b-com.mci-group.com/Abstract/Statistics/AbstractStatistics
ViewPage.aspx?AbstractID=184410.
12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер,
2002. 656 c.