Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Педагогика. Психология. 2013

Название: 
К вопросу о становлении педагогической антропологии


Об авторе:

Панкратова Лариса Эльмировна,
доцент кафедры социальной работы Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), кандидат философских наук

Аннотация:

Целью статьи является анализ основных этапов развития педагогической антропологии. XX век называли «веком ребенка». Это связано с переосмыслением роли и места ребенка в культуре и обществе. Сам феномен детства становится предметом изучения различных наук. Ребенок как субъект права, как личность, как объект воспитания и социализации — вот спектр теоретического интереса в различных дисциплинах. Педагогическая антропология может служить тем исследовательским полем, на котором происходит синтез различных подходов к ребенку и феномену детства в целом. Значительную роль в ее становлении сыграли Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.П. Нечаев и другие выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Отдельно необходимо отметить вклад немецких философов и педагогов, таких как О.Ф. Больнов, Г. Рот, Г. Ноль и др. Сегодня можно говорить о сформированности педагогической антропологии как науки; об ее системном и междисциплинарном характере. Хотя круг проблем, понятий и методов данной науки еще не достаточно четко очерчен, ее теоретическая и практическая значимость несомненны.

Список литературы:

1. Ильяшенко Е.Г. Педагогическая антропология в России: История и современность. Москва: Изд-во УРАО, 2003. 130 с.

2. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1990. т 5-6. 528 с.

3. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Под ред. Б.М. Бим-Бада. М., 1998. 576 с.

4. Ильяшенко Е.Г. Отечественная педология в контексте развития педагогической антропологии (первая треть XX в.) / Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 17. М., 2002. С. 59-76.33 педагогика. психология К вопросу о становлении педагогической антропологии ...

5. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1988. 192 с.

6. Емельянов Б.В. Петрунина Т.А. Очерки педагогической антропологии в России. Екатеринбург, 1997. 229 с.

7. Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек. 2001. №3-4. С. 16-25. 8. Ильяшенко Е.Г. Развитие антрополого-педагогических идей в России в 60-90 годы XIX века / Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 16. М., 2002. С. 27-45.

9. Максакова В.И. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Academia, 2004. 205 с.

10. Огурцов А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы // Человек. 2002. №2. С. 100-117.

11. Панкратова Л.Э. Педагогическая антропология: учеб. пособие. Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 2007. 123 с.