Опыт формирования социокультурной компетенции студентов вуза в проектной деятельности (на примере иностранного языка)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Педагогика. Психология. 2013

Название: 
Опыт формирования социокультурной компетенции студентов вуза в проектной деятельности (на примере иностранного языка)


Об авторе:

Муравьева Наталья Георгиевна,
соискатель академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета

Аннотация:

В статье описывается опыт формирования социокультурной компетенции, обеспечивающей становление обучающегося как осмысленного субъекта социокультурного образовательного пространства в соответствии с новыми требованиями к подготовке специалистов. На основе опыта работы прописана процедура поэтапного формирования социокультурной компетенции студентов вуза в проектной деятельности на основе механизмов смыслообразования. Представлен комплекс социокультурных проблемных задач и социокультурных проектов, разработанных с использованием герменевтических, проблемных и ролевых методов. Раскрыта авторская система критериально-уровневой оценки сформированности социокультурной компетенции. Доказано, что высокий уровень интереса к другой культуре, способность и готовность к межкультурному диалогу в условиях интернет-взаимодействия и сформированность ценностно-смысловых ориентаций личности являются главными показателями сформированности социокультурной компетенции.

Список литературы:

1. Загвязинский В.И. Социальные функции образования и его стратегические ориентиры в период модернизации // Образование и наука. 2011. №7 (86). С. 14-22.

2. Белякова Е.Г. Модель смыслоориентированного образования // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 3. С. 44-48.

3. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник Тюменского государственного университета. 2011 №9. Серия «Педагогика. Психология». С. 136-143.

4. Муравьёва Н.Г. Модель формирования социокультурной компетенции студентов вуза в проектной деятельности (на примере иностранного языка) // Образование и наука. 2013. № 3. С. 121-131.

5. Американское коммуникативное поведение / Под ред. И.А. Стернина и М.А. Стер- ниной. Воронеж, 2001. 224 с.

6. March, T. The Learning Power of Web Quests Educational Leadership December 2003/January 2004. Vol. 61 № 4. New Needs, New Curriculum Pages. Pp. 42-47. URL: http://tommarch.com/writings/ascdwebquests/ (дата обращения: 9.07.2013).

7. Закирова А.Ф. Герменевтический подход в концептуальном обосновании развития учебно-информационных умений школьников на современном этапе образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. Серия «Педагогика. Психология». С. 21-26.

8. Debski, R. and Gruba, P. A qualitative survey of tertiary instructor attitudes towards project-based CALL. Computer Assisted Language Learning, 1999. 12, 3. Pp. 219-239.

9. Warschauer, M. and Kern, R. (Eds.). Network-Based Language Teaching: Concepts & Practice. New York: Cambridge University Press, 2000.

10. Тестов В.А. Жесткие и мягкие модели обучения. Моделирование социально- педагогических систем: М-лы регион. науч.-практич. конференции (16-17 сентября 2004 г.) / Гл. ред. А.К. Колесников; Отв. ред. И.П. Лебедева; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2004. C. 35-39.