Выпуск:
Вестник ТюмГУ. Педагогика. Психология. 2013Об авторе:
Закирова Альфия Фагаловна, доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, Тюменский государственный университет; a.fagalovna@mail.ruАннотация:
В статье с позиций герменевтики рассмотрена проблема сочетания научного и вне научного блоков гуманитарного знания в процессе формирования духовной культуры педагога. Утверждается, что применение при истолковании педагогических явлений научных методов познания и художественно-эстетического взгляда на педагогический процесс недостаточно для обретения духовного зрения и настроя на понимание как духовное творчество. Обращается внимание на то, что в теории и массовой практике современного образования духовная составляющая сведена к минимуму. Показано внимание классиков отечественной педагогики к изучению душевной природы ребенка и духовных начал деятельности учителя и воспитателя. Раскрыты продуктивные для осмысления педагогических явлений гуманистические идеи, заложенные в мировых религиях: иудаизме, христианстве, исламе. Подчеркивается роль межконфессионального диалога в истолковании жизненной реальности с позиций гуманизма. Автор обосновывает необходимость синкретического соединения в педагогической деятельности разнообразных методов творческого постижения педагогической реальности, предостерегая от абсолютизации в официальной педагогике гносеологизма, а также от произвольного приложения к педагогике инструментария смежных отраслей знания.Список литературы:
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. URL: http:// www. edi. gov. ru/
2. Казначеев В.П. Великое объединение наук // Наука и религия. 1990. № 8. С. 6-7.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
4. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1. М.: Педагогика, 1988. С. 160-177.
5. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. 496 с.
6. Андреев О.А. Духовное возрождение личности через анализ мировых религий. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 320 с.
7. Скрипник К.Д., Штомпель Л.А., Штомрель О.М. Умберто Эко. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. 112 с.
8. Козырев Ф.Н. Гуманитарное религиозное образование: Книга для учителей и методистов. СПб: РХГА, 2010. 392 с.
9. Уилсон К. Оккультное / Пер. с англ. (предисл. П.С. Гуревича). М.: Республика; ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. 528 с.
10. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М.: Логос, 2000. 320 с.
11. Закирова А.Ф. Герменевтическая интерпретация педагогического знания // Педагогика. 2004. № 1. С. 32-42.