Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Педагогика. Психология. 2013

Название: 
Модели развития смыслового опыта личности в процессе обучения


Об авторе:

Белякова Евгения Гелиевна, доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, Тюменский государственный университет; b-evgenia@yandex.ru

Аннотация:

В статье рассматривается смысловой опыт личности как центральный в целостном опыте, исследуется проблема его развития в обучении. Смысловой опыт не только отражает способ миропонимания и самопонимания человека, но также порождает осмысленные формы активности, ориентированные на актуальные и перспективные цели. Приводятся основные формы кристаллизации смыслового опыта личности. В опоре на идею о полимодальности смысла и возможности его репрезентации в разных знаковых системах обсуждается проблема конструирования смыслового опыта на основе нескольких структурных компонентов (предметно-гностический, аффективно-оценочный, деятельностно-практический). Рассматриваются современные модели обучения в аспекте условий для развития смыслового опыта личности. Привлекаются зарубежные и отечественные исследования психолого-педагогических аспектов формирования смыслового опыта личности, анализируется опыт обучения взрослых. Характеризуется роль смыслового опыта личности в обучении в качестве основы субъектной активности.

Список литературы:

1. Белякова Е.Г. Смысловой опыт личности и его становление // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. Серия «Педагогика. Психология». С. 142-148.

2. Нуркова В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти. Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2009. 51 с.

3. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21-26.

4. Христофоров С.В. Дефиниция опыта в педагогике: сущностные характеристики // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. № 17. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ definitsiya-opyta-v-pedagogike-suschnostnye-harakteristiki (дата обращения: 28.07.2013).

5. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Джон Дьюи, демократия и образование. URL: http://old.russ.ru/edu/99-06-22/gusinsk.htm (дата обращения: 1.08.2013).

6. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Т. 16, № 3. С. 90-101.

7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 272 с.

8. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.

9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. 192 с.

10. Вербицкая Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта // Педагогика. 2000. №6. С. 14-19.

11. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 128 с.

12. Основы андрагогики / Под ред. И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2007. 240 с.

13. Illeris, K. (ed.). Contemporary theories of learning: learning theorists... in their own words. London: Routledge, 2008.

14. Jarvis, P. Meaningful and meaningless experience: Towards an analysis of learning from life // Adult Education Quarterly. 1987. Vol 37(3). Pp. 164-172.

15. Lewis, L., Williams, C. Experiential learning: Past and present // New Directions for Adult and Continuing Education. 1994. Т. 1994. № 62. С. 5-16.