Выпуск:
Вестник ТюмГУ. История. 2014Об авторе:
Сокова Зинаида Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры новой истории и мировой политики, Тюменский государственный университет; z.n.sokova@utmn.ru; ORCID: 0000-0003-4366-3771Аннотация:
В статье показано, что становление системы образования в колониальной Западной Африке было связано с попытками европейских держав эффективно использовать ресурсы региона в интересах метрополий. На протяжении XIX и первой половины XX вв. главным источником формирования африканского образованного слоя являлись выпускники христианских миссионерских школ, обычно занимавшие низшие должности в аппарате колониальной гражданской службы. Накануне и особенно после Второй мировой войны, когда на континенте усиливаются антиколониальные настроения, нарастает тенденция к расширению участия африканцев в управлении территорией, в том числе путем замещения высших чиновничьих должностей. Установлено, что колониальный режим пытался использовать эти настроения для формирования слоя лояльных метрополии управленцев, и осуществил комплекс мероприятий по их подготовке, важнейшими из которых стали расширение сети средних и высших учебных заведений и направление представителей африканской молодежи на обучение в западные университеты. Доказано, что получение образования давало возможность выходцам из местного населения заимствовать моральные и бытовые нормы западной культуры и продвигаться вверх по служебной лестнице, повышая свой социальный статус. Тем самым закладывались предпосылки для ускорения процесса африканизации государственного аппарата в регионе.Ключевые слова:
Список литературы:
1. Френкель М.Ю. Общественная мысль Британской Западной Африки во второй
половине XIX в. М., 1977. С. 39.
2. История Ганы в новое и новейшее время. М., 1985. С. 48.
3. Wandira A. The African University in Development. Johannesburg, 1978. P. 39.
4. Катагощина И.Т. Интеллектуальная элита в странах Тропической Африки. М.,
1991. С. 10.
5. Lord Lugard. The Dual Mandate in Tropical Africa. L., 1965.
6. Nduka O. Western Education and the Nigerian Cultural Background. Ibadan, 1964. P. 60.
7. The Universities of Nigeria. Contributed by Professor Ade Adjayi // Handook of Commonwealth Universities. L., 1983. P. 198.
8. Гевелинг Л.В. Менеджеры в Тропической Африке. М., 1982. С. 82.
9. Osoba S.O. and Fajana A. Education and Social Development during the Twentieth Century. Ibadan, 1980. P. 582.
10. Education and Political Development. Princeton, 1965. P. 137.
11. Kitshen H. The Educated African. L., 1962. P. 429.