Выпуск:
2021. Том 7. № 1 (25)Об авторах:
Бранд Альберт Эдуардович, аспирант кафедры алгебры и математической логики, Тюменский государственный университет; brand.albert@yandex.ruАннотация:
Статья посвящена оценке связи между уровнем инновационности и процессом распространения поколений промышленного изделия среди потребителей на примере поколений стационарной игровой консоли компании Sony. Данная работа проводится в рамках научного направления моделирования и прогнозирования распространения инноваций и содержит результаты анализа динамики смены последовательных поколений промышленного изделия. Актуальность темы исследования обусловлена увеличением конкуренции между компаниями, осуществляющими инновационную деятельность. Следствием этого является необходимость определения обоснованных направлений технического, технологического и рыночного развития разрабатываемых инноваций в виде новых и улучшенных изделий. В исследовании используется математическая модель Ф. Басса, дополненная положениями Т. Ислама и Н. Мида об изменчивости поведения потребителей разных поколений. На основе проведенного обзора научно-исследовательской литературы выявлена недостаточная проработанность вопроса качественной и количественной оценки связи между скоростью распространения поколений и внесенными в них изменениями. Сформулированы и выдвинуты гипотезы о независимости рыночных потенциалов последовательных поколений друг от друга и зависимости уровня инновационности последующего поколения промышленного изделия от технологических, потребительских и маркетинговых изменений. В качестве совокупности изменений предложены параметры стоимости покупки и стоимости эксплуатации каждого поколения. Проверка гипотез проводилась на статистических данных продаж поколений стационарной игровой консоли компании Sony за период с 1994-го по 2019 г. с применением корреляционного анализа. По результатам исследования были сформулированы выводы об отсутствии влияния рыночных потенциалов последовательных поколений друг на друга, а также о наличии и силе связи между уровнем инновационности последующего поколения и внесенными изменениями в поколения. Полученные данные могут быть использованы для дальнейшей математической формализации связи между уровнем инновационности и процессом распространения поколений промышленного изделия.
Ключевые слова:
Список литературы:
Дубинина М. Г. Исследование современных подходов к моделированию процессов распространения технологий в наукоемких отраслях / Дубинина М. Г. // Труды ИСА РАН. 2015. Т. 65. № 3. С. 43-54.
Сайт института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/news/392498475.html
Трусевич Е. В. Инновационная активность как средство обеспечения конкурентоспособности предприятий / Е. В. Трусевич, Н. А. Гончарова // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2014. № 2 (42). С. 196-202.
Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ: по сост. на 08.12.2020 «О науке и государственной научно-технической политике» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/9028333
Abell D. Defining the Business: The Starting Point of Strategic Planning / edited by D. Abell. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1980. 257 p.
Bass F. M. A new product growth model for consumer durables / F. M. Bass // Management Science. 1969. No. 15 (5). Pр. 215-227.
Cox J. Purchasing power parity and cultural convergence: evidence from the global video games market / J. Cox // Journal of Cultural Economics. 2008. No. 32 (3). Рр. 201-214. DOI: 10.1007/s10824-008-9073-z
Hagerstrand T. Innovation diffusion as a spatial process / edited by T. Hagerstrand. Chicago, USA: Univ. Chicago Press, 1967. 334 p.
Islam T. The diffusion of successive generations of a technology: a more general model / T. Islam, N. Meade // Technological Forecasting and Social Change. 1997. No. 56 (1). Pр. 49-60.
Kumar N. Review of innovation diffusion models/ N. Kumar // Working paper. 2015. № 1. URL: www.researchgate.net/publication/279099570_Review_of_Innovation_Diffusion_Models
Mahajan V. Innovation diffusion in a dynamic potential adopter population / V. Mahajan, R. A. Peterson // Management Science. 1978. No. 24 (15). Рр. 1589-1597. DOI: 10.1287/mnsc.24.15.1589
Mahajan V. Innovation diffusion models of new product acceptance / edited by V. Mahajan, Y. Wind. Cambridge: Ballinger. 1986. 318 p.
Marshall G. Innovation and competition: The role of the product market / G. Marshall, A. Parra // International Journal of Industrial Organization. 2019. No. 65. Рр. 221-247. DOI: 10.1016/j.ijindorg.2019.04.001
Norton J. A. A diffusion theory model of adoption and substitution for successive generations of high-technology products / J. A. Norton, F. M. Bass // Management science. 1987. No. 33 (9). Рр. 1069-1086.
Peres R. Innovation diffusion and new product growth models: A critical review and research directions / R. Peres, E. Muller, V. Mahajan // International Journal of Research in Marketing. 2010. No. 27 (2). Рр. 91-106. DOI: 10.1016/j.ijresmar.2009.12.012
Rogers E. M. Diffusion of innovations (1st ed.) / edited by E. M. Rogers. New York: Free Press of Glencoe, 1962.
Shi X. Diffusion of multi-generational high-technology products / X. Shi, K. Fernandes, P. Chumnumpan // Technovation. 2014. № 34. Pp. 162-176.
SONY. Earnings Releases. URL: https://www.sony.net/SonyInfo/IR/library/presen/er/archive.html
SONY. PlayStation hardware and software sales decline in Q3 FY19. URL: https://sonyreconsidered.com/playstation-hardware-and-software-sales-decline-in-q3-fy19-92dc321a2803
Srinivasan V. Nonlinear least square estimation of new product diffusion models / V. Srinivasan, C. Mason // Marketing Science. 1986. No. 5. Pр. 169-178.
Stremersch S. Does new product growth accelerate across technology generations? / S. Stremersch, E. Muller, R. Peres. // Journal of Marketing. 2010. No. 21 (2). Рp. 103‑120.