Using neural networks for predicting the dynamics of water cut of horizontal wells

Tyumen State University Herald. Physical and Mathematical Modeling. Oil, Gas, Energy


Release:

2019, Vol. 5. №4 (20)

Title: 
Using neural networks for predicting the dynamics of water cut of horizontal wells


For citation: Kislitsyn A. A., Kuznetsov S. V., Podnebesnykh A. A., Granovsky A. M. 2019. “Using neural networks for predicting the dynamics of water cut of horizontal wells”. Tyumen State University Herald. Physical and Mathematical Modeling. Oil, Gas, Energy, vol. 5, no 4 (20), pp. 160-180. DOI: 10.21684/2411-7978-2019-5-4-160-180

About the authors:

Anatoliy A. Kislitsin, Dr. Sci. (Phys.-Math.), Professor, Department of Experimental Physics and Nanotechnology, University of Tyumen; akislicyn@utmn.ru

Sergey V. Kuznetsov, Cand. Sci. (Phys.-Math.), Project Coordinator, Gazprom Neft Science and Technology Center (Tyumen); kuznetsov72tmn@gmail.com

Aleksandr A. Podnebesnyh, Cand. Sci. (Geol.-Mineral.), Deputy Academic Director, SIAM Company, Integra; apodnebesnykh@integra.ru

Andrey M. Granovsky, Senior Geologist, Project Manager, Gazpromneft-GEO (Saint Petersburg); granovskiy.am@gazprom-neft.ru

Abstract:

This article presents the problem of determining the conditions of intensive flooding of horizontal wells for complicated geological structure strata, such as the Pokur formation at the Vostochno-Messoyakhskoye oil field. It corresponds to alluvial continental planes or to coastal-sea conditions of sedimentary rocks accumulation. The principal peculiarity of the geological structure of these strata is the high lateral heterogeneity, which is connected with riverbed migration by sedimentary rocks accumulation. Using the neural network method, the authors have developed an algorithm that allows explaining the different dynamics of displacement characteristics for the wells with identical geological and technological indicators. Having analyzed the dynamics and causes of water cut of 125 wells at East-Messoyahskoe oil field, the authors show that the geo-statistical methods do not apply to the task of describing continental accumulation objects with compound construction. However, the results of seismic data interpretation provide the basic volume of information about the inter-well space. The authors have developed an algorithm for complete regression analysis for the adaptation of the hydrodynamic model, which includes the method for constructing a cube of sandiness based on neural network modeling. It follows the basic factors, those exert influence on dynamics of water cut. They include distance at well’s tube to water-oil contact, and presence of impenetrable or semi penetrable interlayer between tube and water-oil contact. The neural network algorithm (Genetic Inversion) allowed performing the test calculations on one of group wells most operated. The suggested approaches in the construction of the reservoir distribution in the inter-well space allow achieving better integral convergence of the dynamics of water cut at the first iterations of the full-scale hydrodynamic model.

References:

  1. Barsky A. B. 2004. Neural Networks: Recognition, Management, Decision Making. Moscow: Finance and Statistics. [In Russian]

  2. Borovikova V. P. 2008. Neural Networks STATISTICA Neural Networks: Methodology and technology of present-day analyses of data. Moscow: Goryachaya liniya — Telecom. [In Russian]

  3. Demyanov V. V., Savelyeva E. A. 2010. Geo-Statistics: Theory and Practice. Moscow: Nauka. [In Russian]

  4. Dinariev O. Yu., Svitelman V. S. 2013. “Geostatistical analysis of rocks microtomograms: some new approaches and results”. Izvestiya Vuzov. Oil and Gas, no 2, pp. 16-21. [In Russian]

  5. Zhemchugova V. A. 2012. Reservoir Sedimentology. Lecture Course. Moscow: EAGE Geomodel. (In Russian)

  6. Pisarev A. D. 2019. “Energy efficient biomorphic pulse information coding in electronic neurons for the entrance unit of the neuroprocessor”. Tyumen State University Herald. Physical and Mathematical Modeling. Oil, Gas, Energy, vol. 5, no 3, pp. 186-212. DOI: 10.21684/2411-7978-2019-5-3-186-212 [In Russian]

  7. Podnebesnykh A. V., Malyshevskaya K. A., Malyshevskaya T. S., Ovchinnikov V. P. 2014. “Integrated approach to investigation of gas cap in the formation PK1-3”. Izvestiya Vuzov. Oil and Gas, no 6, pp. 13-18. [In Russian]

  8. Priezhev I. I. 2009. “The method of seismic inversion using a genetic algorithm with the subsequent use of the inversion results in modeling reservoir properties of the reservoir”. Seismic technology, no 2, pp. 18-23. [In Russian]

  9. Khusainov A. T. 2013. “Innovative analytical method for operation estimation of oil fluids”. Izvestiya vuzov. Oil and Gas, no 3, pp. 61-63. [In Russian]

  10. Chan K. S. 1995. “Water control diagnostic plots”. SPE Annual Technical Conference and Exhibition (22-25 October, Dallas, Texas). Article No SPE-30775-M DOI: 10.2118/30775-MS

Использование искусственных нейронных сетей для прогнозирования динамики обводнения горизонтальных скважин

Вестник ТюмГУ. Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика.


Выпуск:

2019. Том 5. №4 (20)

Название: 
Использование искусственных нейронных сетей для прогнозирования динамики обводнения горизонтальных скважин


Для цитирования: Кислицын А. А. Использование искусственных нейронных сетей для прогнозирования динамики обводнения горизонтальных скважин / А. А. Кислицын, С. В. Кузнецов, А. В. Поднебесных, А. М. Грановский // Вестник Тюменского государственного университета. Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика. 2019. Том 5. № 4 (20). С. 160-180. DOI: 10.21684/2411-7978-2019-5-4-160-180

Об авторах:

Кислицын Анатолий Александрович, доктор физико-математических наук, профессор кафедры экспериментальной физики и нанотехнологий, Тюменский государственный университет; akislicyn@utmn.ru

Кузнецов Сергей Викторович, кандидат физико-математических наук, координатор проекта, Газпромнефть НТЦ (г. Тюмень); kuznetsov72tmn@gmail.com

Поднебесных Александр Владимирович, кандидат геолого-минералогических наук, заместитель управляющего директора по науке, Компания СИАМ, Интегра; apodnebesnykh@integra.ru

Грановский Андрей Михайлович, руководитель направления по геологии, Газпромнефть-ГЕО (г. Санкт-Петербург); granovskiy.am@gazprom-neft.ru

Аннотация:

Сформулирована задача определения условий интенсивного обводнения горизонтальных скважин, пробуренных в пластах, имеющих сложное геологическое строение. Таковыми являются пласты покурских отложений Восточно-Мессояхского месторождения, относящиеся к аллювиальным равнинам континента и прибрежно-морской обстановке осадконакопления. Основной особенностью их геологического строения является высокая латеральная неоднородность, связанная с миграцией русловых комплексов в процессе накопления осадочного материала. С привлечением метода нейронных сетей разработан алгоритм, позволяющий объяснить различную динамику характеристик вытеснения для скважин с идентичными геолого-технологическими показателями для пластов покурской формации континентального генезиса. Исследована динамика и причины обводнения 125 скважин Восточно-Мессояхского месторождения. Показано, что для описания сложнопостроенных объектов континентальных отложений методы геостатистики неприменимы; основной объем информации о межскважинном пространстве дают результаты интерпретации сейсмических данных. Предложен алгоритм полного регрессионного анализа при адаптации гидродинамической модели, включающего в себя методику построения куба песчанистости на основе нейросетевого моделирования. Определены основные факторы, влияющие на динамику обводнения: расcтояние от ствола скважины до водонефтяного контакта и наличие непроницаемых или полупроницаемых пропластков между стволом Скважины и водонефтяным контактом. С помощью генетического алгоритма нейронных сетей (genetic inversion) выполнены тестовые расчеты на скважинах одного из кустов с длительной эксплуатацией. Показано, что предлагаемые подходы при построении распределения коллектора в межскважинном пространстве позволяют добиться лучшей интегральной сходимости динамики обводнения на первых итерациях полномасштабной гидродинамической модели.

Список литературы:

  1. Барский А. Б. Нейронные сети: распознавание, управление, принятие решений / А. Б. Барский. М.: Финансы и статистика, 2004. 176 с.

  2. Боровикова В. П. Нейронные сети STATISTICA Neural Networks: методология и технология современного анализа данных / В. П. Боровикова. М.: Горячая линия — Телеком, 2008. 392 c.

  3. Демьянов В. В. Геостатистика: теория и практика / В. В. Демьянов, Е. А. Савельева. М.: Наука, 2010. 327 с.

  4. Динариев О. Ю. Геостатистический анализ микротомограмм горных пород: некоторые новые подходы и результаты / О. Ю. Динариев, В. С. Свительман // Известия вузов. Нефть и газ. 2013. № 2. С. 16-21.

  5. Жемчугова В. А. Резервуарная седиментология: курс лекций / В. А. Жемчугова. М.: ЕАГЕ Геомодель, 2012. 383 с.

  6. Писарев А. Д. Энергоэффективное биоморфное импульсное кодирование информации в электронных нейронах для входного блока нейропроцессора / А. Д. Писарев // Вестник Тюменского государственного университета. Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика. 2019. Том 5. № 3. С. 186-212. DOI: 10.21684/2411-7978-2019-5-3-186-212

  7. Поднебесных А. В. Комплексный подход к изучению газовой шапки в пласте ПК1-3 / А. В. Поднебесных, К. А. Малышевская, Т. С. Малышевская, В. П. Овчинников // Известия вузов. Нефть и газ. 2014. № 6. С. 13-18.

  8. Приезжев И. И. Методика сейсмической инверсии с помощью генетического алгоритма с последующим использованием результатов инверсии при моделировании коллекторских свойств резервуара / И. И. Приезжев // Технологии сейсморазведки. 2009. № 2. С. 18-23.

  9. Хусаинов А. Т. Инновационный аналитический метод для расчета показателей нефтедобычи // Известия вузов. Нефть и газ. 2013. № 3. С. 61-63.

  10. Chan K. S. Water control diagnostic plots / K. S. Chan // SPE Annual Technical Conference and Exhibition (22-25 October, Dallas, Texas). 1995. Article № SPE-30775-MS. DOI: 10.2118/30775-MS