Study of the Efficiency of Methods for Enhanced Condensate Recovery, Based on Reservoir Simulation Models

Tyumen State University Herald. Physical and Mathematical Modeling. Oil, Gas, Energy


Release:

2017, Vol. 3. №1

Title: 
Study of the Efficiency of Methods for Enhanced Condensate Recovery, Based on Reservoir Simulation Models


For citation: Makarov E. S., Yushkov A. Y., Romanov A. S. 2017. “Study of the Efficiency of Methods for Enhanced Condensate Recovery, Based on Reservoir Simulation Models”. Tyumen State University Herald. Physical and Mathematical Modeling. Oil, Gas, Energy, vol. 3, no 1, pp. 79-90. DOI: 10.21684/2411-7978-2017-3-1-79-90

About the authors:

Evgeny S. Makarov, Postgraduate Student, Institute of Physics and Technology, Tyumen State University; Head Specialist, LLC “Tyumen Petroleum Research Centre”; esmakarov2@rosneft.ru

Anton Y. Yushkov, Cand. Sci. (Tech.), Head Expert, LLC “Tyumen Petroleum Research Centre”; ayyushkov@rosneft.ru

Alexander S. Romanov, Cand. Sci. (Tech.), Team Leader, LLC “Tyumen Petroleum Research Centre”; asromanov@rosneft.ru

Abstract:

The purpose of this work is to assess the technological effectiveness of methods for increasing the condensate recovery from the Achim deposits of the Urengoy oil and gas condensate field (geological horizon Ach52-3, the East-Urengoy License Area). The distinctive features of the Achim deposits are low permeability (of the order of 1 mD) and anomalously high initial reservoir pressure (≈ 600 atm).

Technological calculations were performed using the composite hydrodynamic model implemented in the ECLIPSE 300 format. For the modeling of the methods of increasing the condensate recovery the authors selected the development element at one of the sections of the Ach52-3 reservoir in which the average parameters corresponded to the parameters of the full-scale model. Evaluation of the effectiveness of various methods was performed by comparing the selected methods with the baseline scenario, which represents the traditional scheme for the development of the gas deposit — depletion. As alternative scenarios of the development, the methods for sustaining reservoir pressure by injecting various agents into the reservoir were considered: dry gas ("cycling"), nitrogen, water, mixed effects of gas and water (water and gas impact). In addition, the optimal ratio of injection and production wells, the amount of injection compensation, and the rate of gas extraction were selected.

Using the simplified economic model the economic efficiency of various development scenarios was evaluated. The principle of the variants ranking was the integral parameter, which includes accounting both technological (gas / condensate extraction coefficients) and economic indicators (net discounted profit, discounted state profit).

The results of performed studies for increasing the condensate recovery from reservoirs show the effectiveness of the use of non-traditional technologies for the development of gas condensate deposits. This is achieved primarily by a relative increase in condensate recovery by 40-50% compared with the baseline scenario.

References:

  1. Brusilovskii A. I. 2002. Fazovye prevrashcheniia pri razrabotke nefti a gaza [Phase transitions at oil and gas development]. Moscow: Graal'.
  2. Lyutomskiy S. M., Miskevich V. E., Yushkov I. Yu., Lapteva S. V., Lepina N. V. 2006. “Otsenka vozmozhnosti primeneniya saykling protsessa pri razrabotke achimovskikh zalezhey” [Assessment of the Possibility of Cycling Process Using at the Development of Achimov Deposits]. Gas Industry of Russia, no 7, pp. 24-26.
  3. Ter-Sarkisov R. M., Gritsenko A. I., Shandrygin A. N. 1996. Razrabotka gazokondensatnykh mestorozhdeniem s vozdeystviem na plast [Development of the Gas-Condensate Fields with an Impact on the Reservoir]. Moscow: Nedra.
  4. Ter-Sarkisov R. M. 1999. Razrabotka mestorozhdeniy prirodnykh gazov [Development of the Natural Gas Deposits]. Мoscow: Nedra.
  5. Shabarov A. B. 2014. “Fiziko-matematicheskaya model' i metod rascheta techeniya gazokondensatnoy smesi v plaste” [Physico-Mathematical Model and Method for Calculating the Flow of a Gas-Condensate Mixture in a Reservoir]. Tyumen State University Herald. Physical and Mathematical Modeling. Oil, Gas, Energy, no 7, pp. 7-18.
  6. Shandrygin A.N. 1993. “Povyshenie effektivnosti razrabotki gazovyh, gazo-kondensatnyh i neftegazokondensatnyh zalezhey s treshchinovato-poristymi i neodnorodnymi poristymi kollektorami” [Increase Effective of Development Gas, Gas-Condensate and Oil-Gas-Condensate Fields with Fractured Porous and Non-Uniform reservoirs]. Dr. Sci. (Tech.) diss. Moscow.
  7. Kolbikov S. V. 2010. “Gas-Condensate Recovery for the Low Permeable Sands, Gas Cycling Efficiency”. SPE-136380. DOI: 10.2118/136380-MS

Исследование способов дополнительного извлечения газоконденсата из ачимовских пластов на гидродинамических моделях

Вестник ТюмГУ. Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика.


Выпуск:

2017. Том 3. №1

Название: 
Исследование способов дополнительного извлечения газоконденсата из ачимовских пластов на гидродинамических моделях


Для цитирования: Макаров Е. С. Исследование способов дополнительного извлечения газоконденсата из ачимовских пластов на гидродинамических моделях / Е. С. Макаров, А. Ю. Юшков, А. С. Романов // Вестник Тюменского государственного университета. Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика. 2017. Том 3. № 1. С. 79-90. DOI: 10.21684/2411-7978-2017-3-1-79-90

Об авторах:

Макаров Евгений Сергеевич, аспирант, Тюменский государственный университет; ведущий специалист департамента геологии и разработки газовых месторождений, ООО «Тюменский нефтяной научный центр»; esmakarov2@rosneft.ru

Юшков Антон Юрьевич, кандидат технических наук, старший эксперт экспертного совета, ООО «Тюменский нефтяной научный центр»; ayyushkov@rosneft.ru

Романов Александр Сабурович, кандидат технических наук, руководитель группы проектирования разработки департамента геологии и разработки газовых месторождений, ООО «Тюменский нефтяной научный центр»; asromanov@rosneft.ru

Аннотация:

Целью данной работы является оценка технологической эффективности методов увеличения конденсатоотдачи из ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения (пласт Ач52-3 в пределах Восточно-Уренгойского лицензионного участка). Отличительные особенности ачимовских пластов — это низкая проницаемость (порядка 1 мД) и аномально высокое начальное пластовое давление (≈ 600 атм).

Технологические расчеты выполнены на композиционной гидродинамической модели, реализованной в формате ECLIPSE 300. Для моделирования методов повышения конденсатоотдачи на одном из участков пласта Ач52-3 авторами был подобран элемент разработки, в котором средние параметры соответствовали параметрам полномасштабной модели. Оценка эффективности различных методов выполнялась сравнением выбранных методов с базовым сценарием, представляющим традиционную схему разработки залежи газа — истощение. В качестве альтернативных сценариев управления разработкой рассматривались методы поддержания пластового давления путем закачки в пласт различных агентов: сухого газа («сайклинг»), азота, воды и смешанного воздействия газа и воды (водогазовое воздействие). Помимо этого подбиралось оптимальное соотношение нагнетательных и добывающих скважин, величина компенсации закачки и темп отбора газа.

Экономическая эффективность различных сценариев разработки оценивалась по упрощенной экономической модели. Принципом ранжирования вариантов служил интегральный параметр, включающий в себя учет как технологических (коэффициенты извлечения газа/конденсата, КИГ/КИК), так и экономических показателей (ЧДД — чистый дисконтированный доход, ДДГ — дисконтированный доход государства).

Результаты проведенных исследований по увеличению конденсатоотдачи пластов свидетельствуют об эффективности применения нетрадиционных технологий при разработке газоконденсатных месторождений. Это достигается в первую очередь относительным увеличением конденсатоотдачи на 40-50% по сравнению с базовым сценарием разработки.

Список литературы:

  1. Брусиловский А. И. Фазовые превращения при разработке месторождений нефти и газа / А. И. Брусиловский. М.: Грааль, 2002. 575 с.
  2. Лютомский С. М. Оценка возможности применения сайклинг процесса при разработке ачимовских залежей / С. М. Лютомский, В. Е. Мискевич, И. Ю. Юшков, С. В. Лаптева, Н. В. Лепина // Газовая промышленность. 2006. № 7. С. 24-26.
  3. Тер-Саркисов Р. М. Разработка газоконденсатных месторождений с воздействием на пласт / Р. М. Тер-Саркисов, А. И. Гриценко, А. Н. Шандрыгин. М.: Недра, 1996. 233 с.
  4. Тер-Саркисов Р. М. Разработка месторождений природных газов / Р. М. Тер-Саркисов. М.: Недра, 1999. 237 с.
  5. Шабаров А. Б. Физико-математическая модель и метод расчета течения газоконденсатной смеси в пласте / А. Б. Шабаров // Вестник Тюменского государственного университета. Физико-математическое моделирование. Нефть, газ, энергетика. 2014. № 7. С. 7-18.
  6. Шандрыгин А. Н. Повышение эффективности разработки газовых, газо-конденсатных и нефтегазоконденсатных залежей с трещиновато-пористыми и неоднородными пористыми коллекторами: дис. д-ра техн. наук / А. Н. Шандрыгин. Москва, 1993. 453 с.
  7. Kolbikov S. V. Gas-Condensate Recovery for the Low Permeable Sands, Gas Cycling Efficiency / S. V Kolbikov // SPE-136380. 2010. DOI: 10.2118/136380-MS