Выпуск:
2016. Том 2. №4Об авторах:
Седлов Андрей Анатольевич, аспирант кафедры «Газотурбинные и нетрадиционные энергоустановки», Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана; andrey.sedlov@yahoo.comАннотация:
Проведено численное исследование характеристик теплообмена и потерь давления для различного рода интенсификаторов: цилиндрических, призматических (в сечении ромб, капля) штырьков в широком диапазоне геометрических параметров и числах Рейнольдса от 104 до 3·104. В отличие от типовых экспериментальных условий, в данной работе исследование было проведено для характерных условий газотурбинного двигателя в сопряженной постановке (воздух-интенсификаторы), что позволило учесть эффект развития теплообменной поверхности и обобщить полученные данные.
Численное моделирование было проведено при использовании коммерческого программного комплекса ANSYS Fluent 14.0, основанного на конечно-объемном методе решения уравнений гидрогазодинамики и теплообмена. Система уравнений, включающая уравнения Навье–Стокса, энергии и неразрывности, осредненных по Рейнольдсу, решалась в стационарной постановке с учетом сжимаемости и неизотермичности течения.
На основании проведенной валидации согласно критериальным зависимостям для замыкания основной системы уравнений была выбрана модель турбулентности realizable k-ε, сопряженная с моделью Вольфштейна в пристеночной области.
Проведенный анализ показал возможность интенсификации теплообмена на 100-150% в среднем по ряду отверстий при общем уровне интенсификации для 10 рассмотренных рядов в 50% при приведении к гладкой поверхности натекания. Установка крупных интенсификаторов с D/d > 1,0 позволяет полностью защитить натекающую струю от негативного воздействия сносящего потока и одновременно значительно развить поверхность теплообмена, увеличивая эффективный теплосъем с поверхности охлаждения.
Установка крупных интенсификаторов приводит также к значительному перераспределению интенсивности теплообмена вдоль поверхности натекания, приводя к уменьшению до 30% интенсивности теплообмена в начальных рядах, что может привести к локальному перегреву охлаждаемой детали и должно четко учитываться при проектировании высоконагруженных охлаждаемых элементов турбин.
Ключевые слова:
Список литературы: