Выпуск:
2025. Том 11. № 2 (42)Каргаполова Е. В., Кошкин А. П., Притуленко М. С., Химич В. С. 2025. «Я — патриот»: координаты статусной позиции студенчества России (на примере вузов Москвы) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Том 11. № 2 (42). С. 42–67. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2025-11-2-42-67
Об авторах:
Каргаполова Екатерина Владимировна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры политического анализа и социально-психологических процессов, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия; k474671@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-2892-3953, Scopus ID: 57210744250Аннотация:
В статье представлен анализ статусной позиции «я — патриот» современной студенческой молодежи на основе результатов эмпирического исследования, проведенного в ряде московских вузов по методике Российского общества социологов. Исследование показало значительный рост числа студентов, уверенно называющих себя патриотами, что может быть связано как с изменением общественно-политической обстановки, так и с активизацией патриотического воспитания. Выявлено, что статусная позиция «патриот» напрямую связана с семейно-родовой идентичностью, исторической памятью, традиционными ценностями уважения к старшим, служения стране. Подтверждена надежность проверенной веками межличностной коммуникации в воспитании патриота. Вместе с тем патриотическая позиция характеризуется неустойчивостью, ситуативностью, что отражается в некотором снижении интереса к духовному наследию Великой Отечественной войны по мере ухода из жизни ветеранов. Проведенное исследование, несмотря на неоднозначные тенденции, вселяет надежду на укрепление патриотизма среди студенческой молодежи. Рост самоидентификации с патриотическими ценностями, в сочетании с сохраняющимся уважением к истории, формирует благоприятную почву для развития осознанности и ответственности за будущее страны. Важно адаптировать формы патриотического воспитания, в которых личные истории будут подкрепляться гордостью за историю страны.Ключевые слова:
Список литературы:
Алексеенок А. А., Исаев А. В., Наливайко К. В. 2024. Патриотизм как основа гражданской идентичности современной студенческой молодежи // Среднерусский вестник общественных наук. Т. 19. № 3. С. 177–203. https://doi.org/10.22394/2071-2367-2024-19-3-177-203
Ануфриева Е. В., Дулина Н. В., Жаркынбаева Р. С. 2020. Память о Великой Отечественной войне: далекое прошлое в современном настоящем (по итогам прикладного исследования) // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В. А. Мансуров. М.: Российское общество социологов. С. 1177–1183.
Артемов В. Л. 2017. Патриотизм и национальная идентичность. О воспитании патриотизма // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания: доклады и материалы XIV Международной научной конференции: в 2 ч. (Москва, 14–16 декабря 2017 г.). Ч. 2. М.: Московский гум. ун-т. С. 450–458.
Вишневский Ю. Р. (общ. ред.). 2015. Война была позавчера... Российское студенчество о Великой Отечественной войне: материалы мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне». Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 312 с.
Вишневский Ю. Р. (общ. ред.). 2020. Спасибо прадеду за Победу...: материалы IV этапа мониторинга «Российское студенчество о Великой Отечественной войне» (2005–2010–2015–2020 гг.). Екатеринбург: УрФУ им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина. 352 с.
Вишневский Ю. Р., Дулина Н. В., Икингрин Е. Н., Мансуров В. А., Пронина Е. И., Широкалова Г. С., Шкурин Д. В. 2020а. Зеркала памяти: современные студенты России о Великой Отечественной войне (информация о научном проекте) // Logos et Praxis. Т. 19. № 1. С. 160–165.
Вишневский Ю. Р., Дулина Н. В., Икингрин Е. Н., Мансуров В. А., Пронина Е. И. 2020б. Помнит ли мир спасенный, мир вечный, мир живой? (по итогам социологического исследования) // Primo Aspectu. № 2 (42). С. 7–16.
Гармаев Б. Б. 2013. Природа патриотизма и формы его проявления // Вестник Бурятского государственного университета. № 6. С. 120–124.
Дулина Н. В., Ануфриева Е. В. 2020а. Память в темени: что и как мы помним о Великой Отечественной войне (по итогам прикладного социологического исследования) // История. Общество. Политика. № 3 (15). С. 156–161.
Дулина Н. В., Ануфриева Е. В. 2020б. Социальные институты, формирующие культурную память современной российской молодежи (по итогам прикладного социологического исследования) // Гуманитарно-педагогические исследования. Т. 4. № 4. С. 34–43.
Дулина Н. В., Ануфриева Е. В. 2021. Исцеляющая сила памяти: отношение современных российских студентов к событиям и фактам Великой Отечественной войны // Одна на всех трагедия и одна Победа: Международная научно-практическая конференция к 80-летию начала Великой Отечественной войны: сборник статей (Оренбург, 28–29 мая 2021 г.) / науч. ред. Р. Р. Хисамутдинова. Оренбург: Оренбургский гос. пед. ун-т. С. 91–96.
Дулина Н. В., Икингрин Е. Н., Мансуров В. А. 2020. Молодежь России о Великой Отечественной войне // Социологические исследования. № 5. С. 164–165.
Евсеева Г. И. 2000. О влиянии различных источников информации на отношение к Великой Отечественной войне (по результатам опросов общественного мнения) // Омский научный вестник. № 11. С. 18–22.
Ешев М. А. 2013. Российский патриотизм как основа национальной идентичности // Власть. № 6. С. 116–118.
Захарова Е. М. 2016. Патриотизм и отношение к Великой Отечественной войне: социологический опрос молодежи // Электронный научный журнал. № 4 (7). С. 447–450.
Ивченкова М. С., Буханский И. И. 2024. Теоретические конструкты и опыт эмпирического анализа патриотизма в современной российской социологии // Вестник Института социологии. Т. 15. № 2. С. 81–97. https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.2.6
Икингрин Е. Н., Вишневский Ю. Р., Дулина Н. В., Пронина Е. И. 2020. Вклад российского общества социологов в сохранение правды о Великой Отечественной войне // Социальные трансформации в контексте пространственного развития России: материалы Второго Крымского социологического форума / отв. ред. Ю. Г. Волков, В. В. Узунов, В. А. Чигрин. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования. С. 611–618.
Каргаполова Е. В., Давыдова Ю. А., Дьякова В. В., Дулина Н. В. 2020. Современное российское студенчество сквозь призму представлений о патриотизме // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. № 5 (68). С. 65–74.
Кондратенко А. П. 2020. Воспитание патриотизма современной молодёжи на основе духовного наследия Великой Отечественной войны // Духовное наследие Великой Отечественной войны — важнейший источник духовно-нравственного воспитания молодежи: материалы V Международной научно-образовательной конференции «Нестеровские чтения», посвященной Дню Памяти святого преподобного Нестора Летописца, а также празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне (Москва, 14 ноября 2019 г.). М.: ПРИНТИКА. С. 104–112.
Маленков В. В. 2022. Патриотизм, гражданственность в политике и идентичности молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 67. С. 120–131.
Петров С. И. 2015. Патриотизм как фактор безопасности и конкурентоспособности России // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Т. 11. № 1. С. 195–210.
Плотникова О. А. 2016. Кризис национальной самоидентификации в современной России // Социальные исследования. № 2. С. 13–18.
Рачипа А. В., Алексеева А. В., Бурьков В. В. 2014. Патриотизм как эмоциональный компонент гражданской идентичности: история и современность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 3–2. С. 373–377.
Ружа В. А. 2012. Патриотическая культура и ее измерения // Современные исследования социальных проблем. № 6. С. 42.
Сайганова Е. В. 2020. Основные факторы формирования патриотических настроений у молодого поколения в современных социальных условиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. Т. 20. № 3. С. 286–290.
Силкин Н. Н., Шелепова М. А. 2015. Воспитание патриотизма на примере героев великой отечественной войны // Мир политики и социологии. № 11. С. 151–158.
Соловьев В. С. 1998. Патриотизм. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXIII. СПб. С. 1261–1262.
Сошин Н. А. 2024. Патриотизм как основа гражданской идентичности личности // Научный аспект. Т. 44. № 5. С. 5985–5989.
Судьина Л. В. 2019. Патриотизм — составляющая гражданской идентичности личности // Профессиональное образование и общество. № 4 (32). С. 285–291.
Сулимин В. В., Благинин В. А., Сулимин В. В. 2016. Концептуальные подходы к пониманию феномена патриотизма в социологической науке // Вестник экономики, права и социологии. № 3. С. 176–180.
Троцук И. В. 2021. Повседневный народный российский патриотизм: возможности и ограничения социологического исследования и типологизации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 21. № 4. С. 891–902. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-4-891-902
Тузиков А. Р., Зинурова Р. И. 2021. Победа в Великой Отечественной войне и ее роль в развитии деятельностного патриотизма российских обучающихся // Управление устойчивым развитием. № 6 (37). С. 64–71.
Устинкин С. В., Морозова Н. М., Куконков П. И. 2020. Память учащейся молодежи о Великой Отечественной войне: общее и особенное // Россия реформирующаяся. № 18. С. 299–330.
Федорова С. И. 2013. Историческая память о войне в сознании студенчества // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева
(Вестник КГПУ). № 1 (23). С. 186–191.
Alfrey K. L., Waters K. M., Condie M., Rebar A. L. 2023. The role of identity in human behavior research: a systematic scoping review // Identity. Vol. 23 (3). Pр. 208–223. https://doi.org/10.1080/15283488.2023.2209586
Ariely G. 2019. Measuring dimensions of national identity across countries: theoretical and methodological reflections // National Identities. Vol. 22 (3). Pр. 265–282. https://doi.org/10.1080/14608944.2019.1694497
Chen S. X., Hui C. M., Ng J. C. K., Guan Y. 2017. How long can cultural events elevate group identity salience? The mediating role of affective adaptation // Self and Identity. Vol. 18 (2). Pр. 126–143. https://doi.org/10.1080/15298868.2017.1391874
Jugert P., Šerek J., Eckstein K., Noack P. 2021. National and european identity formation: A longitudinal cross-national comparison study // Identity. Vol. 21 (1). Pр. 51–66. https://doi.org/
10.1080/15283488.2020.1856665
Kołeczek M., Sekerdej M., Rupar M., Jamróz-Dolińska K. 2025. Patriotic morality: links between conventional patriotism, glorification, constructive patriotism, and moral values and decisions // Self and Identity. Pр. 1–22. https://doi.org/10.1080/15298868.2025.2470774
Mannerström R., Lönnqvist J. E., Leikas S. 2017. Links between identity formation and political engagement in young adulthood // Identity. Vol. 17 (4). Pр. 253–266. https://doi.org/10.1080/15283488.2017.1379906