Актуальные проблемы сохранения здоровья преподавателей вуза (обзор)

Вестник ТюмГУ. Экология и природопользование


Выпуск:

2019. Том 5. №1

Название: 
Актуальные проблемы сохранения здоровья преподавателей вуза (обзор)


Для цитирования: Смагулов Н. К. Актуальные проблемы сохранения здоровья преподавателей вуза (обзор) / Н. К. Смагулов, А. А. Адилбекова // Вестник Тюменского государственного университета. Экология и природопользование. 2019. Том 5. № 1. С. 116-128. DOI: 10.21684/2411-7927-2019-5-1-116-128

Об авторах:

Смагулов Нурлан Кемельбекович, доктор медицинских наук, профессор курса общей гигиены и экологии, Карагандинский государственный медицинский университет; msmagulov@yandex.ru

Адилбекова Айнур Акыновна, преподаватель кафедры физиологии, Карагандинский государственный медицинский университет; adi-ainura@mail.ru

Аннотация:

Преподавательский труд — это одна из труднейших категорий человеческой деятельности. Данный труд в условиях постоянного контакта с людьми протекает на фоне нервно-эмоционального напряжения, обусловленного высокой ответственностью за конечный результат, наличием конфликтных ситуаций. Реорганизация казахстанской системы высшего образования, начатая в связи с официальным присоединением Казахстана к Болонской декларации и переходом на трехуровневую модель подготовки специалистов, повлекла за собой существенные изменения в методиках обучения и обусловила повышение требований к профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава в соответствии с международными стандартами. Снижение уровня здоровья преподавателей, вызванное профессиональной деятельностью в сочетании с негативными условиями образовательного процесса (большая аудиторная нагрузка, ненормированный рабочий день, стрессовые ситуации, гиподинамия и др.) и усугубляемое неблагоприятным воздействием экологических факторов, выражается нарушением работы не только отдельных органов и систем, но и всего организма в целом. Сокращение функциональных резервов организма приводит к ослаблению его резистентности, включая процессы адаптации и саморегуляции. Несмотря на наличие данной проблемы, охране здоровья преподавателей вузов как самостоятельной профессиональной группы до сих пор не удалялось должного внимания. Необходимо разработать психологические и физиологические критерии формирования профессионального стресса у преподавателей и выявить взаимосвязи между снижением показателей здоровья и синдромом эмоционального выгорания.

Список литературы:

  1. Баимбетов Н. С. Проблемы экологической безопасности Республики Казахстан / Н. С. Баимбетов, Б. Ш. Идирисова // Вестник Казахского национального университета. Серия юридическая. 2012. № 2 (62). С. 129-138. 
  2. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.; под общ. ред. С. В. Белова. 7-е изд., стер. М.: Высшая школа, 2007. 616 с. 
  3. Белозерова Л. М. Особенности умственной и физической работоспособности в возрастном аспекте: автореф. дис. … д-ра мед. наук / Л. М. Белозерова. Казань, 1993. 38 с. 
  4. Колганова Э. В. Влияние факторов окружающей и производственной среды на формирование кардиореспираторной патологии у работников умственного труда: автореф. дис. ... канд. биол. наук / Э. В. Колганова. М., 2004. 23 с.
  5. Красовский В. О. О прогнозе профессиональной трудоспособности человека / В. О. Красовский, Г. Г. Максимов, Г. А. Янбухтина, Ю. Г. Азнабаева // Медицинский вестник Башкортостана. 2009. Том 4. № 6. С. 11-16. 
  6. Лисняк М. А. Современное состояние психического здоровья профессорско- преподавательского состава вузов / М. А. Лисняк, Н. А. Горбач // Профилактическая и клиническая медицина. 2012. № 1 (42). С. 58-64. 
  7. Масловская С. В. Здоровье как фактор развития профессиональной компетентности педагога / С. В. Масловская, М. В. Фомина // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 1. С. 81-86. 
  8. Митина Л. М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. М.: Academia, 2005. С. 7. 
  9. Рыжов А. Я. Физиолого-гигиеническая характеристика труда преподавателей вуза / А. Я. Рыжов, С. В. Комин, О. О. Копкарева // Медицина труда и промышленная экология. 2005. № 10. С. 36-40. 
  10. Толмачев Д. А. Комплексная оценка здоровья и качества жизни преподавателей медицинского вуза: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Д. А. Толмачев. М., 2012. 21 с. 
  11. Фетискин Н. П. Диагностика эмоционального «выгорания» личности (В. В. Бойко) / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2002. C. 394-399. 
  12. Цыганков В. А. Классификация и систематизация трудоспособного населения по возрастным труппам / В. А. Цыганков, С. Л. Жаркова // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2009. № 4 (79). С. 67-70. 
  13. Шверина О. В. Возрастная характеристика функционального состояния организма с учетом его субъективной оценки (на примере преподавателей вуза): автореф. дис. … канд. биол. наук / О. В. Шверина. Тверь, 2007. 20 с. 
  14. De Oliveira Jr. G. S. Anesthesiology residency program director burnout / G. S. De Oliveira Jr., M. D. Almeida, S. Ahmad, P. C. Fitzgerald, R. J. McCarthy // Journal of Clinical Anesthesia. 2011. Vol. 23. No 3. Pp. 176-182. DOI: 10.1016/j.jclinane.2011.02.001 
  15. Kramarow E. Trends in the health of older Americans, 1970-2005 / E. Kramarow, J. Lubitz, H. Lentzner, Ye. Gorina // Health Affairs. 2007. Vol. 26. No 5. Pp. 1417-1425. DOI: 10.1377/hlthaff.26.5.1417 
  16. Lander N. R. An Integrity Model perspective on working with occupational stress in men / N. R. Lander, D. Nahon // Journal of Men’s Health. 2008. Vol. 5. No 2. Pp. 141-147. DOI: 10.1016/j.jomh.2008.03.006 
  17. Lucini D. Hemodynamic and autonomic adjustments to real life stress conditions in humans / D. Lucini, G. Norbiato, M. Clerici et al. // Hypertension. 2002. Vol. 39. No 1. Pp. 184-188. DOI: 10.1161/hy0102.100784 
  18. Maguire М. Ill-health retirement of schoolteachers in the Republic of Ireland / M. Maguire, T. O’Connell // Occupational Medicine. 2007. Vol. 57. No 3. Pp. 191-193. DOI: 10.1093/occmed/kqm001 
  19. Michie S. Causes and management of stress at work / S. Michie // Occupational and Environmental Medicine. 2002. Vol. 59. No 1. Pp. 67-72. DOI: 10.1136/oem.59.1.67 
  20. Preciado-López J. Epidemiological study of voice disorders among teaching professionals of La Rioja / J. Preciado-López, C. Pérez-Fernández, M. Calzada-Uriondo, P. Preciado-Ruiz // Spain Journal of Voice. 2008. Vol. 22. No 4. Pp. 489-508. DOI: 10.1016/j.jvoice.2006.11.008
  21. Rosenthal T. Occupational stress and hypertension / T. Rosenthal, A. Alter // Journal of the American Society of Hypertension. 2012. Vol. 6. No 1. Pp. 2-22. DOI: 10.1016/j.jash.2011.09.002
  22. Santos M. C. Occupational stress and coping resources in physiotherapists: a survey of physiotherapists in three general hospitals / M. C. Santos, L. Barros, E. Carolino // Physiotherapy. 2010. Vol. 96. No 4. Pp. 303-310. DOI: 10.1016/j.physio.2010.03.001
  23. Wegman D. M. Older workers / D. M. Wegman // Occupational Medicine. 1999. Vol. 14. No 3. Pp. 537-557.