Совокупная оценка интегративной деятельности организма студентов в различных учебных отделениях физического воспитания

Вестник ТюмГУ. Экология и природопользование


Выпуск:

2016. Том 2. №1

Название: 
Совокупная оценка интегративной деятельности организма студентов в различных учебных отделениях физического воспитания


Об авторах:

Гайнуллин Руслан Анварович, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры Башкирского государственного медицинского университета; nullin@mail.ru

Исаев Александр Петрович, доктор биологических наук, профессор, директор научно-исследовательского центра спортивной науки Южно-Уральского государственного университета (НИУ); attared@rambler.ru

Аннотация:

Оценка функционального, метаболического состояния и уровня здоровья студентов свидетельствует о наличии у них пассионарности, генотипических факторов, средовых условий, об  их образе жизни и поведении. В США и Франции оздоровление студентов осуществляется через Центры здоровья; в России – через кафедры физического воспитания и здоровья, спортивные клубы, центры фитнеса, аэробики, силовой подготовки; в Финляндии функционируют ассоциации рекреативного спорта. В ряде стран созданы программы оздоровления с охватом 60-70% студентов. Это такие страны, как  Голландия, Ирландия, Норвегия и Швеция; аналогичные программы оздоровления созданы в Китае, Японии, ФРГ и Австрии. Экологическая, социально-экономическая и политическая неустойчивость конца XX и начала XXI века сказались негативным образом на качестве жизни, энергетическом потенциале, уровне репродукции здоровья (здравостроения), благополучии человека и валеологизации образовательного процесса. К этому следует добавить, что в XX веке студенты «добывали» информацию, а в XXI веке научились получать ее пассивно. Практицизм компьютерного обучения без проектирования, моделирования и прогнозирования результатов деятельности также наносит вред и информационному пространству обучающихся. Здоровью современного человека вредит избыток порой неизбирательной информации. Системно организованная физкультурно-оздоровительная и спортивная среда образовательного учреждения с учетом парковой зоны, менталитета и пассионарности занимающихся позволит повысить эффективность указанных направлений деятельности.

Список литературы:

  1. Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 381 с.
  2. Гайнуллин Р. А. Интегральная оценка физической подготовленности и состояния студентов различных групп здоровья Башкирского государственного медицинского университета / Р. А. Гайнуллин // Мат. междунар. научно-практической конференции «Перспективные исследования в физической культуре, спорте и туризме». Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. С. 157-162.
  3. Гайтон А. К. Медицинская физиология / А. К. Гайтон, Дж. Э. Холл / Пер. с англ.; Под ред. В. И. Кобрина. М.: Логосфера, 2008. 1296 с.
  4. Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 384 с.
  5. Исаев А. П. Локально-региональная мышечная выносливость в системе подготовки и адаптации бегунов и лыжников-гонщиков в условиях равнины и среднегорья / А. П. Исаев, В. В. Эрлих, В. Б. Ежов. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. 286 с.
  6. Исаев А. П. Учение о здоровье / А. П. Исаев, Н. Я. Прокопьев, В. М. Чимаров и др. Изд. центр ТюмГУ, 2002. 144 с.
  7. Логинов С. И. Факторы поведения и здоровье студентов урбанизированного Югорского Севера / С. И. Логинов // ТиПФК, №10. 2014. С. 91-92.
  8. Логинов С. И. Физическая активность: Методы оценки и коррекции: монография / С. И. Логинов; изд. центр Сургутского государственного университета, 2005. 342 с.
  9. Лопина О. Д. Физиология протонной помпы / О. Д. Лопина // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 1997. № 5. С. 91-96.