Влияние процесса обучения на резистентность организма студентов-медиков

Вестник ТюмГУ. Экология и природопользование


Выпуск:

2015. Том 1. №4(4)

Название: 
Влияние процесса обучения на резистентность организма студентов-медиков


Об авторах:

Смагулов Нурлан Кемельбекович, доктор медицинских наук, профессор курса общей гигиены и экологии, Карагандинский государственный медицинский университет; msmagulov@yandex.ru

Калиева Марал Ашраповна,
старший преподаватель кафедры социальной медицины и организации здравоохранения Карагандинского государственного медицинского университета

Адилбекова Айнур Акыновна, преподаватель кафедры физиологии, Карагандинский государственный медицинский университет; adi-ainura@mail.ru

Аннотация:

Работа посвящена оценке заболеваемости студентов-медиков в процессе обучения. Объект исследования — студенты КГМУ. По данным обращаемости, заболеваемость характеризуется, прежде всего, степенью резистентности организма студентов, их способностью сопротивляться воздействию неблагоприятных факторов окружающей и, в том числе, социальной среды. Оценка состояния здоровья студентов основывалось на результатах углубленного анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности по методике Н. В. Догле, А. Я. Юркевич (1984). Негативное влияние интенсивного учебного процесса медицинского университета на здоровье студентов выражается через показатель общего процентного соотношения болевших и не болевших лиц (31,2% к 68,8%). Фактически треть студентов болеет — это существенный показатель. Анализ показателей заболеваемости у студентов в зависимости от места жительства показал, что на 1 курсе у приезжих студентов все показатели заболеваемости были достоверно выше, чем у местных. Оценка структуры заболеваемости по нозологии показала, что на первом месте у студентов инфекционные заболевания (35%), на втором — болезни мочеполовой системы (25%), на третьем — болезни органов дыхания (20%). Среди инфекционных болезней львиную долю (9,5 из 10,3) занимали ангина, ОРВИ и грипп, среди болезней органов дыхания — хронический фарингит, несколько ниже — хронический бронхит. Все показатели заболеваемости отражают пониженный уровень резистентности организма студентов, что свидетельствует о выраженном негативном влиянии образовательных технологий на показатели здоровья молодежи.

Список литературы:

1.             Агаджанян Н. А. Формирование оптимального функционального уровня неспецифичной резистентности в период адаптации студентов к условиям ВУЗа /
Н. А. Агаджанян, Т. В. Ионова, М. Ф. Сауткин // Физиология человека. 1994. Т. 20. № 3. С. 144-150.

2.             Авота М. А. Объективные и субъективные данные о профессиональных заболеваниях медицинских работников Латвии / М. А. Авота, М. Э. Эглите,
Л. В. Матисане // Медицина труда и промэкология. 2002. № 3. С. 33-37.

3.             Булыгин А. Н. Качественные характеристики ночного сна студентов медицинского вуза / А. Н. Булыгин, С. Б. Назаров, С. О. Тимошенко // Рос. физиол. журн. им.  И. М. Сеченова. 2004. Т. 90. № 8. С. 40.

4.             Габриелян К. Т. Уровень адаптационных возможностей организма студентов и курение / К. Т. Габриелян, Б. В. Ермолов //Физиология человека. 2006. № 2. С. 110-113.

5.             Догле Н. В., Юркевич А. Я. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности / Н. В. Догле, А. Я. Юркевич. М., 1984. 176 с.

6.             Здоровье студентов / под ред. Н. А. Агаджаняна. М., 1997.

7.             Зуева Л. П. Биологический фактор условий труда в лечебных учреждениях и его влияние на состояние здоровья медицинских работников / Л. П. Зуева,
Е. С. Трегубова, Е. Н. Колосовская, Н. А. Петрова // Медицина труда и промэкология. 1998. № 5. С. 37-41.

8.             Крупская С. Г. Методические подходы к оценке уровня здоровья студентов младших курсов / С. Г. Крупская, Л. Д. Олифер // Здравоохранение Российской Федерации. 1993. № 5. С. 16-18.

9.             Маркина Л. Д. Прогнозирование развития дезадаптационных состояний студентов в зависимости от психофизиологических особенностей / Л. Д. Маркина, В. В. Маркин; под. ред. Р. И. Сепиашвили // Научные труды I Съезда физиологов СНГ. М.: Медицина — Здоровье, 2005. Т. 1. С. 197.

10.         Chang E. C. Hope problem — solving ability and coping in a college student population: Some implications for theory and practice / E. C. Chang // J. Clin. Psychol. 1998. Vol. 54. No 7. Pp.953-962.

11.         Ryynanen K. Constructing physicians professional identity-exsplorations of students critical experiences in medical education / K. Ryynanen // Acta univ. Ouluen. 2001. No 650. Pp. 1-225.