Оценка познавательных функций у детей с разными профилями функциональной межполушарной асимметрии и недоразвитием речи

Вестник ТюмГУ. Экология и природопользование


Выпуск:

2015. Том 1. №4(4)

Название: 
Оценка познавательных функций у детей с разными профилями функциональной межполушарной асимметрии и недоразвитием речи


Об авторах:

Бакиева Наиля Загитовна, старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, кандидат биологических наук
Гребнева Надежда Николаевна, заведующая кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, доктор биологических наук, профессор

Аннотация:

В статье рассмотрена связь между профилем функциональной межполушарной асимметрии (ФМА) и недоразвитием речи у детей предшкольного возраста. Особое внимание уделено оценке сформированности познавательных функций дошкольников с недоразвитием речи в зависимости от факторов риска (вынашивание беременности, роды) и профиля ФМА. Выявлена зависимость между здоровьем матери и наличием нарушений речи у ребенка, установлено, что среди детей предшкольного возраста с недоразвитием речи повышена встречаемость синистральных признаков в индивидуальном профиле ФМА. Анализ показателей сформированности познавательных функций у детей выявил, что низкие результаты в большей степени связаны с отягощенным анамнезом ребенка, а не с профилем ФМА.

Список литературы:

1.             Айрапетянц В. А. Функциональные асимметрии мозга у детей и подростков. Здоровье, развитие, личность / В. А. Айрапетянц. М.: Медицина, 1990. С. 107-122.

2.             Бакиева Н. З. Антропо-физиологическая характеристика и «школьная зрелость» современных детей с учетом индивидуальных особенностей развития: дисс. канд. биол. наук / Н. З. Бакиева. Челябинск: ЧГПУ, 2012. 202 с.

3.             Бакиева Н. З. Психофизиологическая готовность к школьному обучению: монография / Н. З. Бакиева. Саарбрюкен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 96 с.

4.             Кураев Г. А. Возрастные изменения межполушарной асимметрии как показатель уровня созревания мозга / Г. А. Кураев // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М.: АПН СССР, 1990. 164 с.

5.             Леутин В. П. Функциональная асимметрия мозга. Мифы и действительность / В. П. Леутин, Е. И. Николаева. СПб.: Речь, 2008. 368 с.

6.             Спрингер С. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга / С. Спрингер, Г. Дейч. M.: Мир, 1983. 256 с.

7.             Фарбер Д. А. Нейрофизиологическая основа формирования когнитивных процессов в онтогенезе / Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская // Материалы XVII съезда физиологов России. Ростов-на-Дону, 1998. С. 16.

8.             Фотекова Т. А. Состояние вербальных и невербальных функций при ОНР и ЗПР: дисс. докт. псих. наук / Т. А. Фотекова. М., 2003. 382 с.

9.             Хомская Е. Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы / Е. Д. Хомская // Международная конференция памяти
А. Р. Лурия. М.: Российское психологическое общество,1998. С. 138-144.

10.         Bakieva N. Z. Characteristics Cognitive Development of 6-7 Years Old Children with Speech Defects / N. Z. Bakieva, N. N. Grebneva // Modern Scientific Potential — 2015: Materials of the XI International Scientific and Practical Conference. Biological Sciences. Sheffield: Science and Education LTD. Vol. 31. Pp. 9-12.