Выпуск:
Вестник ТюмГУ. Медико-биологические науки (№6). 2014Об авторах:
Бакиева Наиля Загитовна, старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, кандидат биологических наукАннотация:
Проведено комплексное исследование познавательных функций и «школьной зрелости» детей 6-7 лет в условиях г. Тюмени. Особое внимание уделено оценке количественных и качественных показателей умственной работоспособности — интегрального показателя функциональных возможностей детского организма. Установлено, что количественные показатели работоспособности девочек выше по сравнению с мальчиками, что связано с более ранним морфо-функциональным созреванием мозговых структур, отвечающих за формирование познавательных функций. Среди обследованных детей лишь у 10% показатели «школьной зрелости» соответствовали высокому уровню. Адаптация к обучению сопровождалась напряжением физиологических функций, поэтому авторы обращают внимание на проблему, связанную с началом обучения детей с 6 лет, так как у них отмечены самые низкие показатели «школьной зрелости», особенно среди мальчиков, которые быстрее и больше утомляются, а необходимые результаты достигаются при более высокой физиологической «цене», что отрицательно сказывается на состоянии здоровья.Список литературы:
1. Безруких М.М. Функциональное развитие мозга, познавательная деятельность и обучение в предшкольном и младшем школьном возрасте // Новые исследования. 2009. № 2 (19). С. 8-9.
2. Куинджи Н.Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность // Вестник РАМН. 2009. № 5. С. 33-37.
3. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. М., 2006. 208 с.
4. Гребнева Н.Н. Эколого-физиологический портрет современных детей и подростков в условиях Тюменской области: монография. Тюмень: ТюмГУ, 2006. 240 с.
5. Бакиева Н.З. Антропо-физиологическая характеристика и «школьная зрелость» современных детей с учетом индивидуальных особенностей развития: автореф. дисс. …канд. биол. наук. Челябинск, 2012. 22 с.
6. Параничева Т.М. Функциональное состояние организма и адаптационные возможности детей 4-6 лет в процессе развивающего обучения: автореф. дисс. … канд. биол. наук. М., 2007. 21 с.
7. Лищер А.И. Особенности развития памяти у детей 5-10 лет // Новые исследования. 2002. № 2. С. 84-89.
8. Zhang, Y., Liu, G., Guo, Y., Xiao, Y. Zhongguoertongbaojianzazhi // Chin. J. Child Health Care. 2006. V. 14. № 2. Pp. 207-208.
9. Qin, Y. Zhongguoertongbaojianzazhi // Chin. J. Child Health Care. 2006. V. 14. № 3. Pp. 228-230.
10. Yan, S., Teng, H. Zhongguoertongbaojianzazhi // Chin. J. Child Health Care. 2006. V. 14. № 3. Pp. 226-228