Зеленые насаждения города: возможности в формировании экологической культуры у младших школьников

Вестник ТюмГУ. Экология и природопользование


Выпуск:

Вестник ТюмГУ. Науки о Земле (№7; №4). 2014

Название: 
Зеленые насаждения города: возможности в формировании экологической культуры у младших школьников


Об авторе:

Куприна Лидия Ефимовна, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Института наук о Земле Тюменского государственного университета, кандидат педагогических наук

Аннотация:

Зеленые насаждения города, прилегающие к территории школ, при правильном использовании их как средства обучения могут стать образовательной средой, формирующей у младших школьников основы экологической культуры. В этом видится актуальность заявленной автором темы статьи. На основе известной классификации автором представлена характеристика основных типов зеленых насаждений города Тюмени: парков, скверов, бульваров. Дается анализ особенностей их территориального размещения по отношению к общеобразовательным учебным заведениям, данные сводятся в таблицу. Выясняется наличие объектов для проведения природоведческой экскурсии — основной формы экологического образования младших школьников. Приводятся примеры результатов опытно-экспериментального исследования: анкетирования, срезовых проверочных работ, проводимых в 2009 и 2012 гг. на базе 4-х классов школы № 70 города Тюмени. Результаты опытно-экспериментального исследования демонстрируются в таблице и диаграммах. На основе результатов проведенного исследования автором делаются выводы,выделяются основные проблемы и предлагаются пути их решения.

Список литературы:

1. Самые экологически чистые и загрязненные регионы и города России. URL: http:// topmira.com/goroda-strany/item/47-samye-grjaznye-goroda-russia-2013

2. Самый благоустроенный город России. URL: Википедия.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013. 223 с.

4. Суханова Е.В. Модель организации внеурочной деятельности в МОУ СОШ № 8, URL: artsosh8.ucoz.ru/novosti/seminar_18_02/vneurocka.doc.

5. Куликов В.М. Школьный туризм. Концепция с критическими оценками современного состояния (28 тезисов) // Вестник детско-юношеского туризма в России. 1997. № 3 (23). С. 16-24.

6. Куценко Н.А. Авторский материал: Детский экологический туризм: перспективы развития в регионах. URL: htth://roman.by/r-78858.html

7. Останец-Свешников А.А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореф. дисс. ... д-ра наук. М., 1989. 32 с.

8. Захлебный А.Н. На экологической тропе. Опыт экологического воспитания. М.: Знание, 1986. 80 с.

9. Чижова В.П., Добров А.С. Музей живой природы // Человек и природа. 1976. № 6.

10. Куприна Л.Е. Экологически ориентированная рекреационная деятельность детей и подростков в социоприродной среде // Сб. м-лов Междун. науч.-практич. конф. «Личность в изменяющихся социальных условиях». Красноярск, 2012. С. 221-229.

11. Гостев В.Ф., Юскевич Н.Н. Проектирование садов и парков: Учеб. для техникумов. М.: Стройиздат, 1991. 339 с.

12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2005. 944 с.

13. Лесная энциклопедия: в 2-х тт. Т. 2. Лимонник — Л 50 Ящерицы / Ред. кол.: Г.И. Воробьев (гл. ред.) и др. М.: Сов. энциклопедия, 1986. 631 с.

14. Лесная энциклопедия: в 2-х тт. Т. 1. Абелия — Лимон / Гл. ред. Воробьев Г.И. М.: Сов. энциклопедия, 1985. 563 с.

15. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.

16. Тюмень, масштаб 1:20000. Центральная часть Тюмени, масштаб 1:10000. Окрестности

Тюмени, масштаб 1:200000. Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2010.

17. Куприна Л.Е., Куприн А.С., Показаньева П.Е. Советы по подкормке зимующих птиц. Подкормка птиц в зимний период // Турвест: журнал о туризме и краеведении Тюменской области. 2012. №4. С. 12-15.

18. Куприна Л.Е. Возможности реализации ФГОС в курсе «Окружающий мир» (на примере зимующих птиц города) // Сб. м-лов конф. «Система оценки образовательных результатов в условиях реализации ФГОС второго поколения в основной школе». Тюмень, 2012. С. 82-84.